Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)

Архитектура Франции эпохи Возрождения

Зарождение, расцвет и завершение развития французской архитектуры эпохи Возрождения охватывает период примерно с середины XV до начала XVII столетия. Во Франции в то время продолжал господствовать феодальный строй, но уже начинали пробиваться ростки раннего капитализма. Основную массу населения составляло крестьянство, успевшее освободиться от личной крепостной зависимости, однако подвергавшееся самой жестокой эксплуатации со стороны дворян-землевладельцев. Росли города, развивались городские ремесла и стали появляться мануфактуры. Быстро eвеличивался товарообмен, расширялись внутренний рынок и экономическая взаимосвязь различных районов. В руках представителей молодой буржуазии сосредоточивались значительные богатства. Французская монархия, ликвидировав к концу XV столетия феодальную раздробленность страны, получила возможность установить в центре и в провинциях единую систему государственного управления. Феодалы, бывшие воины, становились мирными помещиками или переселялись в города, соответственно перестраивая свой быт. Кроме городского «светского общества», тяготевшего в столице к королевскому двору, появилась бюрократия, верхушкой которой стала новая разновидность дворянства — «дворянство мантии». Начало рассматриваемого периода совпадает с концом истощавшей Францию Столетней войны (1337—1453 гг.). На рубеже XV и XVI вв. французские короли совершили несколько походов в Италию, окончившихся безуспешно, но непосредственно познакомивших верхушку французского общества с передовой для того времени итальянской культурой, освоение которой стало в дальнейшем одним из важных факторов развития французского Возрождения.

Архитектура Франции середины и второй половины XV в.

В XV в. первостепенную роль для формирования архитектуры стало играть строительство домов богатых людей. Видное место по-прежнему занимал в городской архитектуре того времени фахверковый дом — жилище людей самого различного состояния и общественного положения. Фахверковые дома во второй половине XV в. целиком подчинялись традиции средневековья в планировке, конструкции и характере декора. Планировка дома, как правило, чрезвычайно проста — в каждом этаже одна-две комнаты. Дом обычно имел три-четыре этажа с винтовой лестницей. При доме имелся небольшой двор. В художественном облике более богатого дома первостепенную роль играла деревянная резьба в виде сложной профилировки междуэтажных карнизов и скульптурного обрамления проемов, а также на стойках конструкции. Резьба и скульптура на фахверке в рассматриваемый период целиком построена на средневековых художественных мотивах — свободно трактованных фигурах людей и животных. Хорошими примерами фахверкового строительства во второй половине XV и начале XVI вв. могут служить жилые дома: в Анже (со срезанным позднее щипцом) и более богатый — в Ле-Мане.

Архитектура Франции конца XV в. — первой половины XVI в.

Рубеж XV и XVI вв. — важная веха в истории французского общества и государства — оказался переломным пунктом и во французской архитектуре. Как уже говорилось, итальянские походы и более близкое знакомство с Италией открыли французам новые образцы аристократического жилища-дворца. Ведущую роль в создании новых по типу вариантов французской дворцовой архитектуры играл в XVI в. королевский двор. К этой поре относится ряд королевских дворцов: Гайон, Блуа, Шамбор, Вилле-Коттере, Мадридский замок, Фонтенбло, Сен-Жермен, Лувр, Тюильри и др. Некоторые из этих замков и дворцов сравнительно невелики; другие, например, Фонтенбло, Лувр, Тюильри представляли собой уже в ранний период значительные сооружения, которые в течение последующих столетий продолжали расти и со временем превратились в огромные комплексы. Многочисленную группу сооружений составляли городские и загородные дворцы аристократии и крупной буржуазии, так называемые отели и шато (замки). В связи с утратой военного значения феодальные замки уже со второй половины XV в. начали приобретать более светский характер. Правда, донжон, круглые башни, машикули, наполненный водой ров, дозорная галерея продолжали жить и в первой половине XVI в., но пробивка окон, украшение стен и другие переделки и добавления совершенно изменяют прежний суровый крепостной облик этих сооружений.

Архитектура Франции середины и второй половины XVI в.

Во второй половине XVI в. элементы архитектуры Возрождения получают все большее распространение в жилой застройке. Из более скромных ренессансных городских домов XVI в. сравнительно хорошо сохранились два очень характерных дома в Орлеане: так называемый дом Раковины и дом Жана д’Алибера (рис. 28). Они похожи друг на друга; оба относятся, по-видимому, к середине столетия и, несмотря на незначительные размеры, построены, вероятно, не без участия одного из видных архитекторов, возможно, Дюсерсо. Оба дома построены на узких участках; в обоих — спереди торговое помещение с большим выставочным проемом (не воротами), открывающимся на улицу. Асимметрия фасада обусловлена планом. В декоративной обработке фасада главным мотивом являются ордера пилястр. Скульптурный орнамент имеет барочный характер. Для французской традиции характерно разнообразие формы проемов и связанная с этим непринужденность общей композиции фасада.

Архитектура Испании эпохи Возрождения

В конце XV и начале XVI вв. в политико-экономической жизни Испании произошли существенные изменения. К тому времени разрозненные испанские королевства и провинции объединились в испанское государство, закончилась многовековая реконкиста (отвоевание находившихся под властью арабов испанских земель). Началась эксплуатация туземного населения на захваченных Испанией территориях Нового Света. Связанное с великими географическими открытиями конца XV — начала XVI вв. оживление промышленности и морской торговли способствовало развитию буржуазных отношений, особенно в южных приморских провинциях Испании. К началу XV в. относится зарождение в Испании гуманистических идей, расшатывавших основы средневекового схоластического мировоззрения. В области архитектуры первые проявления новых тенденций относятся к концу XV в. В это время здесь не было еще того резкого разрыва с готикой, который отметил первые шаги Возрождения в Италии. Плановая и конструктивная основы зданий продолжали оставаться неизменными. Новые тенденции проявлялись на первых порах в создании новых архитектурных образов с помощью привычных готических и мавританских форм. Превращение Испании при Карле V в мировую державу, в которой, по старинному выражению, «никогда не заходило солнце», способствовало усилению культурных связей Испании с другими странами Европы, в первую очередь с Италией. Поездки испанских зодчих в Италию и работа в Испании итальянских мастеров (в частности, скульпторов, выполнявших надгробные сооружения по заказам испанской знати) помогли ознакомлению испанцев с ордерной системой и архитектурными идеями итальянского Возрождения. В произведениях испанской архитектуры наряду с готическими и мавританскими формами начали появляться элементы ордера, сначала в чисто декоративном плане. Эта первая фаза в развитии испанского Возрождения благодаря чеканной тонкости декоративных форм получила (с XVII в.) наименование «платереско» (plateria — ювелирное мастерство) .

Архитектура Испании конца XV — начала XVI вв.

Развитие нового стиля протекало в Испании на фоне очень стойких традиций готической и мавританской архитектуры. Ряд крупных гражданских и культовых зданий конца XV и начала XVI вв. отражает эволюцию испанского зодчества. В области гражданских сооружений выделяется дворец Герцогов Инфантадо в Гвадалахаре, построенный во второй половине XV в. предположительно под руководством зодчих Хуана и Энрике Гуас. Помещения дворца сгруппированы вокруг прямоугольного внутреннего двора. Характерной особенностью плана дворца является свободная группировка внутренних помещений, не связанная требованиями симметрии. Жилые и вспомогательные комнаты дворца соединены в отдельные группы, связанные внутренними лестницами и двухъярусной галереей, окружающей двор. Парадные залы, размещенные главным образом в верхнем этаже, образуют короткие анфилады. Внутренние лестницы, заключенные в замкнутые лестничные клетки, сравнительно скромны по размерам и обработке. Свобода и асимметрия характерны также и для композиции фасада, не имеющего четкого членения на этажи. В нижней части фасада господствует массив каменной кладки, поверхность которой украшена в шахматном порядке частыми четырехгранными выступами, создающими богатую игру светотени. В обрамлении портала главного входа, напоминающем обработку дверных проемов мавританских жилых домов, в очертании трехлопастных арок верхнего членения стены, в рисунке консолей, поддерживающих полукруглые балконы, и в других декоративных элементах отчетливо проявляется воздействие мавританского народного зодчества.

Архитектура Испании второй четверти XVI — начала XVII вв.

Превращение Испании в мировую державу совпадает по времени с периодом расцвета платереско. Однако на рубеже первой и второй четвертей XVI в. в Испании появился ряд сооружений, свидетельствующих о новой стадии в развитии этого стиля. Наиболее значительным из этих сооружений был дворец Карла V в Гранаде. Со времени завершения реконкисты знаменитый дворцовый комплекс арабских властителей — гранадская Альгамбра — стал излюбленной резиденцией испанских королей. Карл V, оценив красоту одного из наиболее живописных мест Испании, решил построить обширный и величественный дворец в непосредственной близости от Альгамбры. Проектирование дворца было поручено Педро Мачуке — живописцу и архитектору. Точные биографические данные о нем отсутствуют, известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме. Постройкой дворца Мачука руководил до самой смерти. После него работу продолжал его сын Луис, умерший в 1572 г. Преемником последнего, в свою очередь, был Хуан де Ареа. Строительство дворца с длительными перерывами тянулось до 1635 г., затем работы были прекращены, и постройка так и осталась незавершенной. Дворец Карла V представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 м. Главный вход находится на северо-западной стороне здания. В центре каждой из остальных сторон — дополнительные входы. Северо-восточный угол занят восьмиугольной в плане часовней. По периметру здания анфиладой расположены дворцовые помещения. Дворец Карла V вдвинут в комплекс старинного арабского дворца без какой бы то ни было попытки превратить это соседство в единый художественный организм.

Архитектура Португалии эпохи Возрождения

Белемская башня св. Винсента (названная так по расположенному рядом городку) была выстроена в начале XVI в. при короле Мануэле. Ее автор — Франсишкуди Арруда (умер в 1547 г.). Запирая устье Тахо, башня защищала столицу Португалии от морских разбойников — африканских корсаров и европейских пиратов. Эпоха Возрождения началась в Португалии еще до Мануэля. Человеком нового времени был младший сын короля Жуана I (1385—1433 гг.) инфант Энрике-мореплаватель (умер в 1460 г.). Именно при нем «рамки старого orbis terrarum были разбиты» (Энгельс). Ежегодно отплывали для открытия новых земель снаряженные им корабли. Было исследовано западное побережье Африки и открыт ряд островов. В последующие годы морские экспедиции не прекращались. В 1486 г. Диас открыл мыс Доброй Надежды, а в 1497 г. Васко да Гама огибает Африку и достигает морским путем берегов Индии. Португальское владычество утверждается до Цейлона и Молуккских островов. Тогда же завязываются торговые отношения с Китаем, начинается исследование восточного побережья Африки. Наконец Кабраль открывает Бразилию. Из Африки, из Азии, из Америки текут в Португалию несметные богатства. В одном из сочинений гуманист Гарсиа да Резенде пишет, что «Португалия в эти годы стала самым богатым из христианских государств». Но она стала и одним из самых культурных государств Европы. Именно в это время жил и творил величайший поэт Португалии Камоэнс. Мануэль Счастливый (1495—1521 гг.) покровительствовал гуманистам. Лучшие европейские ученые были приглашены в университет Коимбры. Главной же страстью Мануэля было строительство. Автор хроники его царствования отводит целую главу на перечисление дворцов, монастырей, церквей, крепостей и других зданий, построенных и перестроенных королем в Португалии и во вновь завоеванных странах.

Архитектура Великобритании эпохи Возрождения

Развитие архитектуры английского Возрождения делится на два периода. Время первых Тюдоров (1485—1558 гг.) представлено как рядом позднеготических сооружений (дворцов-замков, усадебных домов, академических зданий и капелл), отмеченных появлением ренессансных деталей, так и фахверковыми строениями (сельские и городские дома). Время Елизаветы I (1558—1603 гг.) — это время дворцовых и усадебных построек, в рациональной и в то же время живописной композиции которых сказались основные особенности новой архитектуры. Время Якова I (1603—1625 гг.), переходное к палладианству, в сущности говоря, ограничилось развитием елизаветинской строительной традиции. Построенный в 1619—1622 гг. Иниго Джонсом Банкетный зал в Уайтхолле (Лондон) начинает уже следующий «палладианский» период. В литературе до сих пор не существует ясности в том, что же считать «ренессансом» в английской архитектуре? Авторы конца XIX и начала XX вв. под архитектурой ренессанса в Англии подразумевали не национальные типы и формы, слагавшиеся в процессе практического строительства в период «возрождения» (1485—1625 гг.), а чисто итальянские формы и приемы, описывая, по сути дела, историю судеб палладианства в Англии (Бломфилд, Джексон и др.). Хронологические рамки «ренессанса» в этом случае растягиваются с момента появления первых признаков итальянизированного декора в начале XVI в. до времени возникновения стилизующих направлений XIX в. (неоклассики, неоготики и др.). Альфред Готч, работы которого по истории английского жилого дома века Тюдоров остаются классическими, встал на путь компромисса и, считая, очевидно, архитектуру Иниго Джонса и последовавших за ним мастеров явлением «зрелого ренессанса» в Англии, назвал предшествующую ей архитектуру 1486—1625 гг. «ранним ренессансом». Такая терминология представляется несколько произвольной, поскольку имеющая самостоятельную ценность архитектура века Тюдоров со всем своим морфологическим многообразием и композиционной свободой была принципиально чужда палладианству, которое явилось не столько ее продолжением, сколько реакцией на нее. Наиболее оправданной представляется позиция тех исследователей (Гарнер и Стреттон, Э. Типпинг, Н. Ллойд и др.), которые, отказываясь от применения термина «ренессанс» к архитектуре времени Тюдоров в целом, делят историю развития английского жилища (ведущего архитектурного типа эпохи) в связи с принятой в Англии культурно-исторической периодизацией. В этом случае подразумевается, что в силу исторической обусловленности архитектурных явлений архитектура, создававшаяся в стране в период «возрождения», и будет архитектурой ее «ренессанса», независимо от возникавших форм. За XVI в. население Англии увеличилось с двух с половиной миллионов до четырех и со второй половины столетия политическая стабилизация и начавшийся экономический подъем привели к обширному строительству жилищ, особенно в сельских местностях. За время с 1560 г. по 1625 г. было построено около 40 000 жилых домов крупных фермеров и землевладельцев средней руки.

Усадебные и сельские дома Великобритании эпохи Возрождения

Центром тяжести архитектурного развития в XVI в. было усадебное строительство, причем сложное и многообразное становление архитектуры этого времени имело, по крайней мере, три источника: а) местную позднеготическую традицию; б) непосредственное формотворчество, опиравшееся на народную строительную практику (дерево и фахверк) и на новые материалы (кирпич); в) заимствуемые итальянские формы и тектонические приемы (преимущественно в нидерландской или немецкой интерпретации). На протяжении всего XVI в., причудливо сочетаясь в различных соотношениях (в зависимости от архитектурного типа преобладала та или иная тенденция), все три основных начала пришли в конце столетия к органическому синтезу в архитектуре жилища. Тип жилого дома тем самым явился качественно новой архитектурной категорией, в которой отдельные заимствованные или унаследованные концепции и формы оказались переосмысленными в свете текущей строительной практики, господствовавшего общественного строя, бытового уклада и мировоззрения и в органическом сочетании с плодами спонтанного формотворчества превратились в наиболее последовательное выражение возникшей национальной архитектуры Англии.

Городские дома Великобритании эпохи Возрождения

Англия не знала муниципальной культуры, которая прославила средневековые города континента. Следуя планам римских поселений с их пересекающимися под прямым углом осевыми артериями, города, даже когда они возникали сызнова, как правило, застраивались в шахматном порядке, причем как с санитарной точки зрения, так и конструктивной, застройка эта оставалась на весьма низком уровне. Городские центры отсутствовали, рыночные площади и ратуши были исключением, а соборы нередко оказывались расположенными эксцентрически. В XIV—XV вв. частые пожары и эпидемии производили страшные опустошения именно в английских городах. В городах, если они не были портами, поневоле ютилась беднота. Англичане времени Тюдоров городов не любили. Даже купцы, разбогатев, стремились обзавестись усадьбой и загородным домом. Если не считать Лондона, где была сконцентрирована треть городского населения страны, и ряда портов, городская жизнь практически замерла и возродилась лишь в конце XVI в. в связи с общим экономическим подъемом. В 1532—1535 гг. население Лондона равнялось 60 000 человек, 20 000 из них жило за пределами «сити». В Бристоле и Норидже насчитывалось по 12 000, а в других городах меньше чем по 10 000. Общая разруха и всеобщее брожение в первой половине века мало способствовали развитию городов, и горожане занимались еще сельским хозяйством. Улицы поросли травой. Роспуск провинциальных цехов и гильдий окончательно подорвал муниципалитеты, доказав в то же время бессилие городских властей. Новый, мануфактурный способ производства (металлургия, сукноделие) концентрировался в деревнях, которые со временем вырастут в огромные промышленные центры (Манчестер, Ливерпуль, Бирмингам).

Общественные сооружения Великобритании эпохи Возрождения

В связи с роспуском монастырей функции благотворительности и образования в XVI в. стали осуществляться общественными организациями. В Чиппинг Кемпдене (Глостершир) каменный госпиталь (Дом призрения) отличается простотой композиции и декора. В его интерьерах та же простота. Вытянутый объем центрального здания с крутой двускатной кровлей имеет выступающие крылья. Ряд щипцов завершает фасад здания с типичными трубами. Более живописно выглядит фахверковый госпиталь Лейстера в Уорике. Во второй половине XV в. в связи с растущей тягой к образованию и с проникновением в Англию увлечения античной филологией возникает новый стимул к развитию Оксфорда и Кембриджа, с XIII в. пользовавшихся славой крупных центров европейской учености. В конце XV в. некоторые оксфордские ученые (Гросин, Линакр, Латимер и др.) изучают в университетах Флоренции, Падуи и Рима греческий язык у беженцев из Константинополя, а уже в начале XVI в. сам Эразм Роттердамский предпочитает штудировать его в Англии. Хотя новые веяния и натолкнулись на сопротивление консервативных ученых и в значительной мере приобрели богословский характер, поддержка Томаса Мора, епископа Фишера и кардинала Уолси, близко стоявших к королю Генриху VIII, обеспечила победу гуманизма.

Архитектура Нидерландов эпохи Возрождения

Города Нидерландов вслед за итальянскими городами принадлежали к наиболее ранним очагам формирования нового общественного уклада, в рамках которого зародилась культура Возрождения. Подобно итальянским центрам, ставшим основными пунктами развития промышленности и торговли южной Европы и Средиземного моря, города Нидерландов явились средоточием экономической жизни западной и северной Европы. Но пути эволюции художественной культуры и, в частности, зодчества Италии и Нидерландов оказались во многом отличными. В XV—XVI вв. Нидерланды включали в свой состав территорию современных Бельгии, Голландии и Люксембурга, а также некоторые районы Северной Франции. В предшествующие столетия здесь сложилось определенное соотношение политических сил. С одной стороны, выступали феодальные правители отдельных областей — графы Фландрские, герцоги Брабантские, графы Голландские вместе с подчиненным им дворянством, с другой — богатые торговые и промышленные города, уже к XIII в. достигшие огромного экономического значения и сумевшие в длительной упорной борьбе добиться права на самоуправление. Заняв ключевые позиции в морской торговле между Англией, Францией, Германией, скандинавскими странами и Русью, эти города благодаря их расположению в устьях крупнейших рек северо-западной Европы одновременно были связаны с внутриконтинентальными центрами европейских стран. Наряду с морской торговлей (и связанными с ней кораблестроением и рыболовством) важнейшим фактором экономического процветания Нидерландов явилась промышленность, в частности сукноделие. Большое значение в экономике страны имело интенсивное сельское хозяйство. Различные области страны были развиты неодинаково. Располагавшие более благоприятными природными условиями южные области (на территории современной Бельгии) отличались большей плотностью населения, нежели бедный ресурсами север. Самыми богатыми были города двух крупнейших южных областей: Фландрии с ее основными центрами — Брюгге, Гентом и Ипром и лежащего восточнее ее Брабанта, крупнейшими городами которого были Антверпен, Брюссель и Лувен. Из северных областей, расположенных на территории нынешней Голландии, более развитыми были два графства — Голландия, среди городов которой выделялись Утрехт, Гаага и Амстердам, и Зеландия с главным городом Миддельбургом. Наивысшего политического могущества нидерландские города достигли в XIII—XIV вв. Именно в этот период сложился в основном их облик, возникли многие монументальные постройки, определились характерные принципы градостроительства и сами типы сооружений.

Архитектура Германии эпохи Возрождения

В XV — XVI вв. в Германии еще не было предпосылок для подлинного национального «возрождения». Разбитая на ряд княжеств, она сохраняла свою средневековую раздробленность, единый внутренний рынок отсутствовал, и ранняя буржуазия, разделенная противоречивыми экономическими интересами, не могла выступить солидарно на штурм феодального строя. Более того, напуганная размахом крестьянских восстаний в первой четверти XVI в., она в решающий момент переметнулась на сторону князей. Общий для Европы того времени мировоззренческий переворот принял в Германии богословский оттенок и вылился в реформационное движение, раздробившее страну и по вероисповедному признаку. Не было единства господствующих социальных сил, отсутствовало единообразие типологических и художественных требований со стороны строительной инициативы. Это в известной мере и объясняет отсутствие в Германии XVI в. господствующего архитектурного типа, в котором, по примеру других стран, со всей определенностью сказались бы самобытные особенности зарождающегося национального стиля. Если на севере страны с его богатыми ганзейскими городами новые архитектурные веяния сказались прежде всего в постройках бюргерства — ратушах и гильдейских домах, то на юге и в центре они проявились в дворцовом строительстве князей и подражавшего им купеческого патрициата. Стилистическое развитие было тем более лишено единства, что оно питалось из двух источников, не только разных, но принципиально противоположных по характеру тектонического мышления: если на севере источником новых веяний была архитектура нидерландских городов, то на юге примером служили дворцы итальянского нобилитета. Заимствуемые классицизирующие формы долго воспринимались немецкими мастерами в духе давних художественных традиций местного прикладного искусства. Проявилась склонность превращать тектонически обусловленные формы в орнаментальные мотивы. Для архитектуры Германии XVI в. типична перегруженность декоративными элементами и дробность композиции. Она сразу же приобрела оттенок, предвосхищающий барокко. Самостоятельное развитие новых архитектурных идей затруднялось и тем, что в ряде экономически ведущих районов основное строительство продолжало осуществляться в фахверке, конструктивная природа которого была непримирима с новыми тектоническими концепциями и декоративными формами.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения

Средневековая Австрия в 1278 г. перешла во владение Габсбургов, объединивших ряд тяготевших к ней княжеств, светских и духовных (Штирию, Каринтию, Тироль, Крайну, Зальцбург и др.). В XVI в. в условиях турецкой опасности, требовавшей объединения усилий всех, кому она угрожала, Габсбурги путем династических браков завладели Чехией и Венгрией. С избранием в 1558 г. австрийского эрцгерцога Фердинанда I императором центр империи переместился на юго-восток Европы. Императорская корона стала наследственным достоянием австрийской линии Габсбургов. Однако собственно австрийские земли, сравнительно отсталые в экономическом и культурном развитии, выиграли мало, поскольку императоры в качестве резиденции предпочитали богатую и пышную Прагу. В XVI в., если не считать епископских городов и Тироля, условия в австрийских областях мало благоприятствовали обновлению экономики и культуры. Только со второй половины XVII в., после тридцатилетней войны, центр политической и культурной жизни империи перемещается в Австрию и, в частности, в Вену, где развивается бурная строительная деятельность. Поэтому Австрия, богатая памятниками барокко, сравнительно бедна архитектурой времени Возрождения. В строительстве XVI в. развивались два направления. Городское строительство, опиравшееся на ремесленные навыки и народную традицию, свободно сочетало средневековые пережитки с заимствованиями из Италии, особенно когда приходилось решать новые функциональные задачи. Так в городах архитектура приобретала национальный характер, выражавшийся не только в применении специфических элементов (эркеров, высоких аттиков и т. п.) или в таких композиционных приемах, как обрамленные аркадами вытянутые в глубину дворы, но и в появлении собственного архитектурного типа «парламентского» здания, предназначенного для собраний представителей сословий (ландхауз).

Архитектура Венгрии эпохи Возрождения

XV в. был для Венгрии временем борьбы между силами феодальной раздробленности и прогрессивными силами,  пытавшимися укрепить центральную власть и усилить единство страны. Короли из Анжуйского дома (1308—1386 гг.) несколько упрочили свое положение, но в царствование Сигизмунда Люксембурга (1387—1437 гг.) знать снова подняла голову. Король, одновременно король Чешский и император Священной Римской империи, не уделял внимания внутреннему положению Венгрии, будучи занят вопросами внешней политики, войнами и путешествиями, а его вельможи увеличивали свои владения, усиливали эксплуатацию крестьян и подчиняли своей власти города. Это замедляло экономическое развитие страны и рост городов и усиливало антифеодальные настроения среди крестьян и горожан, что вместе с корыстолюбием вельмож, среди которых было немало иностранцев, лишало нацию единства, необходимого ей перед лицом угрозы турецкого нашествия. Сам король, представитель воинствующих сил феодализма и католицизма, жил идеалами средних веков. Этим определялось господство готики в архитектуре Венгрии в его царствование, хотя при дворе работали представители архитектуры раннего итальянского Возрождения, вроде флорентийца Манетто Амманатини, а отмеченный выше рост антифеодальных настроений и усиление связей с другими странами подготовляли почву для идей гуманизма.

Архитектура Трансильвании эпохи Возрождения

Архитектура Трансильвании развивалась иначе, чем в единоплеменных ей Молдавии и Валахии. В отличие от них в Трансильвании, входившей с XII в. в состав Венгрии, господствовали романский стиль и готика. К тому же венгерские феодалы и немецкие  поселенцы — «саксы» строили в Трансильвании замки и католические храмы в привычных для них формах. В XV—XVI вв. Трансильвания оставалась частью Венгрии, что способствовало сохранению родства архитектуры этих стран и после захвата турками большей части Венгрии. В XV в. в Трансильвании строилось много замков вроде замка Яноша Хуниади в Хунедоара (Вайдахуняд), архитектура которого типична для поздней готики. Оборонительная система замка сохраняет еще средневековые черты, и его свободная планировка и архитектурная композиция, осмысленная во французской манере и отвечающая характеру местности, чередование круглых, четырехугольных и воротных башен, ритм башенных эркеров, вся живописность ансамбля характеризуют эту постройку как одно из самых восточных произведений монументальной гражданской готической архитектуры. При жизни Яноша Хуниади он был дважды перестроен (в 1437 г. и между 1446—1452 гг.), но сделанные позднее расширения, за исключением лоджии Матиаса Корвина, были незначительны. Реставрация второй половины XIX в. во многом лишила замок его первоначальной красоты.

Архитектура Югославии (Хорватии, Словении и Черногорского Приморья) эпохи Возрождения

Земли, составляющие ныне территорию Югославии, в XV—XVI вв. были раздроблены на отдельные области, ход истории которых был различным. Македония в конце XIV в., а Сербия, Босния и Герцеговина в начале второй половины XV в. были присоединены к Турции, что надолго задержало их экономическое и культурное развитие. Словения, Хорватия и Черногорское (в то время Зетское) Приморье, бывшие до известной степени вне досягаемости турок, несмотря на тяжелые условия существования, проявляли творческую жизнеспособность во всех отраслях культуры и, в частности, в области архитектуры. Хорватия с начала XII в., составлявшая одно государство с Венгрией, разделилась на континентальную Паннонскую и приморскую Далматинскую. Первая продолжает сохранять унию с Венгрией, а в 1527 г., в связи с нашествием турок на последнюю, отдается под власть Габсбургов. В XV—XVI вв. континентальная Хорватия продолжает оставаться преимущественно сельскохозяйственной страной с крупными земельными владениями феодалов. В ее вольных городах развиваются ремесленное производство и торговля, носящая главным образом местный характер. Этому способствовали захват части Венгрии турками и оккупация Венецией значительной части Хорватского Приморья, что оставило за континентальной Хорватией возможность непосредственного контакта лишь со странами центральной Европы. В таких условиях культурная жизнь была сосредоточена в немногих укрепленных городах и замках феодалов, в области идеологии властвовала церковь, в архитектуре преобладала готика (местами до XVII в.).

Архитектура Чехии эпохи Возрождения

Следствием гуситских войн (1419—1434 гг.), объединивших под религиозным, антикатолическим знаменем борьбу крестьян и городского плебса против социальной несправедливости и стремление чешского дворянства и бюргерства к национальной независимости, был рост национального самосознания чехов, укрепление своего положения чешским бюргерством и дворянством и обогащение высшего дворянства за счет захвата церковных земель. В дальнейшем оно использует свое возросшее могущество для подчинения крестьян, ограничения прав городов и захвата политической власти. Вражда между отдельными группами чешской знати превращалась порою в междоусобные войны, подобные тем, которые начались в 1439 г. при выдвижении претендентов на королевский престол и надолго задержали экономическое возрождение страны и, в частности, строительную деятельность, возобновившуюся лишь со вступлением на престол гуситского короля Иржи Подебрада. С 1470-х годов начинают обновляться и перестраиваться городские укрепления и замки феодалов, расширяется королевский дворец в Праге, строятся новые дома зажиточных горожан, перестраиваются старые и возводятся новые ратуши. Новых церквей строится мало, но достраиваются начатые в XIV в. соборы в Праге и Кутной Горе. В стилистическом отношении чешская архитектура XV в. — поздняя готика, господству которой способствовало изолированное положение Чехии среди враждебного ей католического мира. Гуситский период и последующие десятилетия были временем развития чешской светской культуры, светской поэзии и литературы, в том числе научной. Выросшая на такой почве новая идеология сказалась в усилении значения светского строительства по сравнению с церковным, в преобладании в последнем зального типа церквей, а также в развитии в них помещений для певчих и музыкантов. Композиция гражданских построек стала более простой и ясной. Все это, а также поездки чешской знати за границу облегчали проникновение в Чехию гуманизма и архитектуры Возрождения. В то же время соответствие некоторых форм поздней готики новой идеологии способствовало их сохранению в чешской архитектуре XVI в., когда в синтезе с наиболее гармонирующими с ними элементами архитектуры Возрождения был создан чешский вариант нового стиля.

Архитектура Словакии эпохи Возрождения

В XV в. Словакия играла видную роль в экономической Жизни Средней Европы, и особенно Венгрии, в состав которой она входила. В 1350 — 1450 гг. на долю Венгрии со Словакией приходилось около 42% мировой добычи золота и 30% добычи серебра. О значении Словакии говорит и то, что из 39 венгерских королевских городов 24 было словацких. Развитию промышленности, ремесел и торговли отвечали рост городов и их патрициата, усиление классовых противоречий и зарождение гуманистических тенденций, усиливавшихся шедшей из Чехии гуситской идеологией. В Спиши значение словацкого населения возросло, когда она принадлежала Польше (1417—1772 гг.). Вторая половина XV в. была для Словакии временем усиления в ее культуре черт гуманизма, повышения интереса к наукам, создания школ и основания университета в Братиславе. Но в XVI в. развитие Словакии замедлилось как из-за открытия Америки с ее богатыми месторождениями металлов, так и из-за вторжения турок в Венгрию и Южную Словакию. Усиление эксплуатации крестьян и горняков привело к восстаниям 1514 и 1525—1526 гг. и ослабило Венгрию, частично захваченную турками и Австрией. Замедленное в силу этого развитие экономики сказалось и в медленном формировании словацкой буржуазии и ее идеологии. В архитектуре это привело к длительному сохранению готических традиций, а позже — к слиянию готических и ренессансных принципов. В XV в. готика продолжала господствовать в Словакии. Ее города развивались в рамках старых планировочных схем, а городские крепости как и замки феодалов перестраивались и расширялись на старой основе. То же относится и к культовому зодчеству. На рубеже XIV и XV вв. была перестроена в зальную церковь трехнефная базилика монастыря Гронски Святы Бенадик. К середине века сложился тип сельской двухнефной церкви (в Бельке, Врбове, Любице и др.). Часть их перестроена в XV в. из однонефных романских церквей в двухнефные, похожие на монастырские трапезные или залы капитулов.

Страницы