Архитектура Чехии эпохи Возрождения
Следствием гуситских войн (1419—1434 гг.), объединивших под религиозным, антикатолическим знаменем борьбу крестьян и городского плебса против социальной несправедливости и стремление чешского дворянства и бюргерства к национальной независимости, был рост национального самосознания чехов, укрепление своего положения чешским бюргерством и дворянством и обогащение высшего дворянства за счет захвата церковных земель. В дальнейшем оно использует свое возросшее могущество для подчинения крестьян, ограничения прав городов и захвата политической власти. Вражда между отдельными группами чешской знати превращалась порою в междоусобные войны, подобные тем, которые начались в 1439 г. при выдвижении претендентов на королевский престол и надолго задержали экономическое возрождение страны и, в частности, строительную деятельность, возобновившуюся лишь со вступлением на престол гуситского короля Иржи Подебрада. С 1470-х годов начинают обновляться и перестраиваться городские укрепления и замки феодалов, расширяется королевский дворец в Праге, строятся новые дома зажиточных горожан, перестраиваются старые и возводятся новые ратуши. Новых церквей строится мало, но достраиваются начатые в XIV в. соборы в Праге и Кутной Горе. В стилистическом отношении чешская архитектура XV в. — поздняя готика, господству которой способствовало изолированное положение Чехии среди враждебного ей католического мира. Гуситский период и последующие десятилетия были временем развития чешской светской культуры, светской поэзии и литературы, в том числе научной. Выросшая на такой почве новая идеология сказалась в усилении значения светского строительства по сравнению с церковным, в преобладании в последнем зального типа церквей, а также в развитии в них помещений для певчих и музыкантов. Композиция гражданских построек стала более простой и ясной. Все это, а также поездки чешской знати за границу облегчали проникновение в Чехию гуманизма и архитектуры Возрождения. В то же время соответствие некоторых форм поздней готики новой идеологии способствовало их сохранению в чешской архитектуре XVI в., когда в синтезе с наиболее гармонирующими с ними элементами архитектуры Возрождения был создан чешский вариант нового стиля.