Архитектура Великобритании эпохи Возрождения
Развитие архитектуры английского Возрождения делится на два периода. Время первых Тюдоров (1485—1558 гг.) представлено как рядом позднеготических сооружений (дворцов-замков, усадебных домов, академических зданий и капелл), отмеченных появлением ренессансных деталей, так и фахверковыми строениями (сельские и городские дома). Время Елизаветы I (1558—1603 гг.) — это время дворцовых и усадебных построек, в рациональной и в то же время живописной композиции которых сказались основные особенности новой архитектуры. Время Якова I (1603—1625 гг.), переходное к палладианству, в сущности говоря, ограничилось развитием елизаветинской строительной традиции. Построенный в 1619—1622 гг. Иниго Джонсом Банкетный зал в Уайтхолле (Лондон) начинает уже следующий «палладианский» период.
В литературе до сих пор не существует ясности в том, что же считать «ренессансом» в английской архитектуре? Авторы конца XIX и начала XX вв. под архитектурой ренессанса в Англии подразумевали не национальные типы и формы, слагавшиеся в процессе практического строительства в период «возрождения» (1485—1625 гг.), а чисто итальянские формы и приемы, описывая, по сути дела, историю судеб палладианства в Англии (Бломфилд, Джексон и др.). Хронологические рамки «ренессанса» в этом случае растягиваются с момента появления первых признаков итальянизированного декора в начале XVI в. до времени возникновения стилизующих направлений XIX в. (неоклассики, неоготики и др.). Альфред Готч, работы которого по истории английского жилого дома века Тюдоров остаются классическими, встал на путь компромисса и, считая, очевидно, архитектуру Иниго Джонса и последовавших за ним мастеров явлением «зрелого ренессанса» в Англии, назвал предшествующую ей архитектуру 1486—1625 гг. «ранним ренессансом». Такая терминология представляется несколько произвольной, поскольку имеющая самостоятельную ценность архитектура века Тюдоров со всем своим морфологическим многообразием и композиционной свободой была принципиально чужда палладианству, которое явилось не столько ее продолжением, сколько реакцией на нее. Наиболее оправданной представляется позиция тех исследователей (Гарнер и Стреттон, Э. Типпинг, Н. Ллойд и др.), которые, отказываясь от применения термина «ренессанс» к архитектуре времени Тюдоров в целом, делят историю развития английского жилища (ведущего архитектурного типа эпохи) в связи с принятой в Англии культурно-исторической периодизацией. В этом случае подразумевается, что в силу исторической обусловленности архитектурных явлений архитектура, создававшаяся в стране в период «возрождения», и будет архитектурой ее «ренессанса», независимо от возникавших форм.
За XVI в. население Англии увеличилось с двух с половиной миллионов до четырех и со второй половины столетия политическая стабилизация и начавшийся экономический подъем привели к обширному строительству жилищ, особенно в сельских местностях. За время с 1560 г. по 1625 г. было построено около 40 000 жилых домов крупных фермеров и землевладельцев средней руки.
Наличный материал во многом определял лицо архитектуры. Только в богатых камнем центральных графствах строились каменные жилища, причем относительная твердость пород определяла богатство или бедность декора. Как правило, однако, массовое строительство шло в дереве. Но кораблестроение и выжиг угля для нужд развивавшейся металлургии наряду со строительной горячкой привели уже в XVI в. к резкому сокращению площади лесов. Возникла необходимость экономии леса. Так начинают широко распространяться фахверковые конструкции (дубовый каркас с заполнением из оштукатуренных и побеленных панелей), издавна применявшиеся на северо-западе страны, причем в каждом районе сложились местные приемы сборки каркаса (рис. 1). Наиболее живописной была западная школа, в то время как юг (графства Кент, Суррей, Суссекс) предпочитал более простой рисунок. Вначале общая площадь деревянных плоскостей каркаса приблизительно равнялась площади панелей заполнения, которое могло быть из оштукатуренной плетенки или глиняным с рубленой соломой. Обычно сооружалось два каркаса большего и меньшего объема, причем больший ставился на меньший и выступающее перекрытие нижнего объема, иногда укрепленное консолями, служило основанием и полом для верхнего. Такая система способствовала лучшей работе балок перекрытия. Отсюда нависающие этажи и в сельских постройках, где, естественно, не было нужды экономить площадь участка. Со временем научились строить сквозные двухъярусные каркасы с промежуточным перекрытием, хотя отдельные районы поколениями оставались верными своим традиционным конструкциям.
Рис.1. Примеры фахверковых конструкций |
В раннее средневековье Англия почти не знала кирпича. Древняя техника его обжига и кладки была утрачена почти на целое тысячелетие. Но английские корабли, вывозившие шерсть в Нидерланды, возвращались оттуда с кирпичом в виде балласта. Со временем на юго-востоке страны наладилось собственное производство кирпича. Прибывавшие в большом числе в Англию нидерландские мастера с XV в. возрождают технику кирпичной кладки (выкладка печей и труб, кирпичная кладка с применением белокаменных деталей и пр.). В дальнейшем «красные каменщики» вводят практику заполнения дубовых каркасов кирпичом (это не требовало штукатурки). На востоке страны стали строить дома целиком из кирпича. В связи с недостатком леса кирпич получает особое распространение с XVII в. Это сильно упростило и удешевило строительство.
Нередко двухэтажные фахверковые дома перестраивались с тем, чтобы заменить нижний каркас кирпичной коробкой, что позволило ликвидировать уступчатые фасады.
Особо важное значение в XVI в. приобрело производство стекла, быстро развивавшееся благодаря притоку ремесленников-иммигрантов (гугеноты из Франции и венецианцы). Большие окна и высокие эркеры елизаветинских домов определяют не только специфику интерьеров, их хорошую освещенность и тепловой режим, но и стилистические особенности архитектуры того времени. В 1589 г. в Англии функционировало уже 15 фабрик стекла.
Англия издавна вывозила свинец. Разработки в районе Дерби позволили в XV—XVI вв. сильно увеличить производство листового свинца в качестве материала для кровель и для оконных переплетов, что было особенно важно в связи с появившимся пристрастием к сравнительно плоским кровлям и большим окнам. Однако чаще всего покрытием усадебных домов в XVI в. продолжали служить щепа, сланец, черепица. Дома фермеров долго крылись соломой.
Декоративные материалы, вводившиеся «итальянской» модой (мрамор, терракота), в XVI в. не получили широкого распространения, как чуждые местной строительной культуре (мрамор главным образом применялся при отделке каминов). Зато гипсовая штукатурка в качестве отделочного материала широко внедряется с конца XVI в. в интерьеры (лепные потолки и фризы).
Интенсивное строительство обеспечивалось обилием опытных строителей, особенно плотников, искусство которых славилось еще в XIV—XV вв. Это были не только кораблестроители, но и создатели таких сложных конструкций, как перекрытия больших холлов или как октагон средокрестия собора в Или. Потомки этих мастеров-художников и явились строителями фахверковых жилищ, создателями прославленных интерьеров времени Елизаветы и Якова I.
Англичане времени Тюдоров не стыдились своего средневековья — они гордились им, рассматривая свое непосредственное историческое прошлое как предпосылку наступившего благополучия. Так прошлое всегда присутствовало в настоящем и самый безудержный индивидуализм всегда оставался в рамках традиций. Дух времени проявлялся прежде всего в той свободе, с какой англичанин сочетал новое со старым.
Распространяясь по стране, возникшая в дальнейшем придворная мода на «антики» вызвала огромный спрос на альбомы архитектурных элементов, по которым мастера, еще в средние века привыкшие работать по трафаретам и образцам, стали изготовлять «итальянские» детали. В XVI—XVII вв. Англия наводняется нидерландскими, нюренбергскими и кельнскими изданиями этого рода. Таковы сочинения Вредемана де Вриза («Перспективы», 1559 г.) альбомы Диттерлина («О пяти ордерах», 1593 г. и «Архитектура», 1594 г.), Блума («Пять ордеров», 1550 г., английский перевод — 1608 г.). Однако первый полный перевод Серлио (с фламандского) появляется только в 1611 г. Благодаря этим альбомам декор многих фасадов стал в конце XVI в. грубее, чем он был в середине столетия. Даже в начале XVII в. в Англии еще не было академической архитектурной культуры, которая позволила бы чистоту итальянских форм противопоставить ремесленной произвольности фламандских или немецких. В глазах потребителя и те и другие были «антиками», причем его вкус часто предпочитал живописность нидерландских форм холодноватой строгости палладианства, оставлявшего мало места для игры воображения.
Не было недостатка и в различного рода советах со стороны писателей, врачей и др. Медик Бурд в своем любопытном трактате (1542 г.) выдвигает гигиенические и санитарные соображения, которые должны быть положены в композицию плана жилища. Подобные сочинения призывали к рациональной планировке, к экономии средств и площади, к комфорту интерьеров, к санитарному благоустройству. Предлагалось уважать опыт прошлого, особенности местного быта и климатических условий. В то же время Бэкон не видит оснований учиться у древних: «они дети по сравнению с нами, с нашим опытом».
В связи с инвентаризацией конфискованных монастырских строений некоторые ведущие мастера-строители стали назначаться «обмерщиками» («сервейерами»). Один из них — Джон Шют, называвший себя художником и архитектором, был в 1550 г. направлен в Италию. В 1563 г. он издает свой перевод Витрувия. Остается неясным, какую роль выполняли во второй половине XVI в. такие мастера-эмпирики при поручении им крупных объектов? Были ли они авторами приписываемых им построек? Сохранилась коллекция чертежей, выполненных королевским «сервейером» Джоном Торпом и его сыном, с целого ряда крупных сооружений елизаветинского времени, начиная с 1570 г. Еще совсем недавно Торпа принимали за автора всех этих построек, что невероятно. Аналогичная коллекция чертежей более поздних построек выполнена тремя поколениями Смитсонов. Эпитафия Р. Смитсона гласит: «Архитектор и сервейер достойнейшего дома Уоллатон». Все эти чертежи вычерчены в очень мелком масштабе. Это в основном планы первых этажей, реже даны главные фасады. Даже при самом активном участии «сервейеров» в строительстве крупных объектов роль таких мастеров, вовсе не касавшихся деталей и интерьеров, принципиально отличается от роли «ученого-архитектора», создающего свой интегральный проект самостоятельно от начала до конца. В Англии такой архитектор появляется только в XVII в.
Сохранились контракты XVI в. Они заключались между заказчиком и исполнителем — главным каменщиком или главным плотником, смотря по конструкции дома. В этих договорах архитектор не упоминался. Договор обусловливал, что готовое здание должно быть похоже на какой-нибудь названный конкретный объект по виду, объему или стоимости, причем материал и выполнение должны быть «лучшими в своем роде».
Глава «Архитектура Великобритании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Г.А. Саркисиан. Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий