Архитектура Югославии (Хорватии, Словении и Черногорского Приморья) эпохи Возрождения
Земли, составляющие ныне территорию Югославии, в XV—XVI вв. были раздроблены на отдельные области, ход истории которых был различным. Македония в конце XIV в., а Сербия, Босния и Герцеговина в начале второй половины XV в. были присоединены к Турции, что надолго задержало их экономическое и культурное развитие. Словения, Хорватия и Черногорское (в то время Зетское) Приморье, бывшие до известной степени вне досягаемости турок, несмотря на тяжелые условия существования, проявляли творческую жизнеспособность во всех отраслях культуры и, в частности, в области архитектуры. Хорватия с начала XII в., составлявшая одно государство с Венгрией, разделилась на континентальную Паннонскую и приморскую Далматинскую. Первая продолжает сохранять унию с Венгрией, а в 1527 г., в связи с нашествием турок на последнюю, отдается под власть Габсбургов.
В XV—XVI вв. континентальная Хорватия продолжает оставаться преимущественно сельскохозяйственной страной с крупными земельными владениями феодалов. В ее вольных городах развиваются ремесленное производство и торговля, носящая главным образом местный характер. Этому способствовали захват части Венгрии турками и оккупация Венецией значительной части Хорватского Приморья, что оставило за континентальной Хорватией возможность непосредственного контакта лишь со странами центральной Европы. В таких условиях культурная жизнь была сосредоточена в немногих укрепленных городах и замках феодалов, в области идеологии властвовала церковь, в архитектуре преобладала готика (местами до XVII в.).
В то же время в городах Далмации, развивавших ремесленно-товарное производство и большую внешнюю торговлю, главной общественной силой становятся горожане, в частности высший слой бюргерства — патриции.
Развитие торговли и ремесел в Далмации способствовало и развитию основанных на опыте научных знаний и усилению светского начала в мировоззрении. Понятна поэтому восприимчивость далматинской архитектуры к идеям и формам Возрождения, чему способствовал и более жизнерадостный по сравнению с континентально-хорватской характер местной готики и оживленные сношения с Италией. То же относится и к Зетскому Приморью, которым после нашествия турок на Сербию овладели венецианцы. Они сохраняли в своих руках юго-восточную часть Приморья до 1570 г., когда ею овладели турки, а северо-западная с относительно свободными городскими коммунами Будвой и Котором принадлежала им позже.
Подобно Хорватии, и Истрия в рассматриваемый период разделилась на две части: внутреннюю и приморскую. Внутренняя часть, владение Габсбургов, по своему экономическому и культурному развитию была близка к континентальной Хорватии, приморская Истрия, которой в 1420 г. овладела Венеция, была близка в этом отношении к Далмации.
В Словении усиление феодальной эксплуатации крестьян приводило к разорению крестьянских общин, страдавших к тому же от нападения турок, и вызвало, как и в Хорватии, ряд крестьянских восстаний (наиболее сильные в 1478 и 1573 гг.). Развитие торговли, обусловленное и географическим положением Словении, способствовало росту городов, особенно города Любляна, ставшего в это время, когда Словения находилась в составе империи Габсбургов, политическим, а с 1461 г. и религиозным центром страны. В городах развивались ремесла, организовывались цехи, формировалась городская буржуазия, и это наряду с крестьянскими восстаниями способствовало развитию антифеодальных настроений, приведших к появлению и в Словении церковно-реформатского движения, возглавлявшегося Приможем Трубаром и победившего к середине XVI в.
Несмотря на это, Словения в XV—XIV вв. оставалась более верной готической архитектуре, чем Далмация. Наличие торговых, политических и культурных связей с соседними странами отразилось на особенностях архитектуры южнославянских земель. Архитектура Словении была наиболее тесно связана с архитектурой среднеевропейских стран. То же относится и к внутренней части Истрии, тогда как архитектура приморских Истрии и Хорватии и Зетского Приморья, поддерживавших оживленные связи с Италией (главным образом Венецией и Апулией), была и в средние века, и в XV—XVI вв. под влиянием итальянской архитектуры.
Более значительным было влияние на архитектуру XV—XVI вв. отечественных традиций композиции зданий, конструктивных и художественных приемов. Местные строительные традиции были обычно связаны с местными строительными материалами: в континентальной Хорватии наряду с камнем применялся кирпич, известный здесь еще с античного времени, а в приморской Хорватии, Истрии, Словенском Красе и Зетском Приморье пользовались естественным камнем, приемы обработки которого здесь развивались и совершенствовались также с античного времени. Из крупных каменных брусков здесь делались обрамления и перемычки проемов, а из тесаного камня (главным образом известняка) клались стены, в других местах возводившиеся из камня неправильной формы, тогда как тесаный камень применялся только для опор, углов, проемов и декоративных деталей.
В Словении, особенно западной, где традиционной была кладка из тесаного камня, в небольших жилых домах она велась насухо, как и в Приморье. В Центральной Словении в сочетании с другими материалами применялось дерево, а на юге и востоке — дерево и глина.
Основными задачами, стоявшими перед градостроительством XV—XVI вв. в Хорватии, Словении и Зетском Приморье, было расширение отдельных городов на унаследованной от прошлого основе, в редких случаях строительство новых городов, небольших и регулярно распланированных, и строительство городских укреплений, необходимых в связи с нападениями турок и внутренними усобицами.
Те же причины, а также крестьянские восстания вызывали и перестройку старых и постройку новых замков феодалов. Жилые дома крупных феодалов возводились в это время преимущественно в их замках, а в городах, особенно в торговых городах Приморья, наиболее значительные дома строили для себя городские патриции и богатые купцы. В окрестностях этих городов строились также загородные дворцы и виллы.
В городах Приморья строились и такие общественные здания, как ратуши-«вечницы», лоджии для общественных собраний, арсеналы, таможни и др. В континентальной Хорватии и Словении необходимость строительства укреплений и их поправки поглощали большую часть городских средств. Из зданий общественного назначения, как и раньше, чаще всего строили церкви, городские соборные и приходские, монастырские и сельские, причем прежние композиционные схемы изменялись незначительно. Лишь в Словении во второй половине XVI в. в связи с церковной реформацией появились новые типы таких зданий. Наконец, характерным типом в рассматриваемый период являются церкви-крепости, строившиеся иногда и в Приморье.
Оживленное градостроительство в западной части Балканского полуострова началось еще в античные времена. В средние века некоторые города были уничтожены, другие перестроены, но возникли новые населенные пункты.
Так, в континентальной Хорватии в XI— XII вв. возникло много населенных пунктов, превратившихся в города в XIII—XIV вв. и развивавшихся в XV—XVI вв. В период развития этих городов, в то время, когда градостроительная деятельность была направлена на их укрепление, отдельные постройки возникали вместе с уличными контурами средневековой планировочной схемы. Крепостные стены большинства городов были связаны в XV и XVI вв. с более старыми укреплениями. Так как эти города находились в благоприятных стратегических условиях, то их значение во время междоусобной борьбы за престол (в период между XIV и XV вв.) и нападений турок (вторая половина XV в. и весь XV в.) возросло и привело к строительству и усилению внешних укреплений. В это же время в самих городах возводились или заканчивались отдельные выдающиеся сооружения (церковные постройки, здания «вечниц» и т. д.).
Планировка городов, построенных на возвышенностях (Грич-Загреб), была продиктована конфигурацией рельефа, причем линии укреплений, находящиеся на склоне местности, с внутренней стороны соответствовали линиям улиц. У городов, построенных на небольших возвышенностях (Каптол-Загреб, Крижевци), в котловине (Самобор, Крапина) или на равнинной болотистой почве (Вараждин, Вировитица), градостроительным ядром была основная магистраль, расширяющаяся к городскому центру (площади), где находилось место для ярмарок, здание «веча», церковь и т. д. Самой яркой иллюстрацией обоих типов структуры города являются оригинальные планы городов Грича и Каптола (Загреба) начала XVI в., окруженных системой укреплений, расширенных или построенных на старом основании в XV и XVI вв. (рис. 1).
В XVI в. города окружаются новым типом крепостных сооружений — земляными валами с бастионами. Примером старого города с новой системой укреплений, опирающихся на основания старой крепости (каштел), является Вараждин (рис. 2). Примером нового укрепленного города во внутренней части Хорватии является город Карловац, построенный в 1579 г. Он состоял из укреплений, образующих в плане шестиугольную звезду с бастионами по углам. Внутри них улицы образуют прямоугольную сетку с прямоугольной площадью в центре (рис. 3).
В Истрии и Хорватском Приморье развитие городских центров в XV и XVI вв. идет особыми путями, так как большинство городов здесь развивается с античных времен и средних веков. Поэтому в XV и XVI вв. укрепления перестраиваются или строятся заново, а отдельные постройки возводятся на старых улицах и площадях. Среди городов, опирающихся на античное градостроительное наследие, самым выдающимся является Пореч. В XV и XVI вв. в нем строится много дворцов патрициев, расположение которых подчиняется античной планировочной схеме Каструма с декуманусом и кардо в виде главных осей города. Городские укрепления, усиленные во второй половине XV в., возводились по старым контурам (рис. 4). В городе Риека, переживавшем в начале XV в. период короткого экономического расцвета, строительство также связано с основной планировочной античной схемой. В важном опорном пункте Сень в XV и XVI вв. перестраиваются и воздвигаются крепостные стены и новые башни (рис. 4). Кроме упомянутых городов, старая планировка сочетается с укреплениями XV—XVI вв. и в ряде небольших населенных пунктов в областях Истрии и Кварнера (Осор, Крк, Раб и др.). Единственным примером регулярного плана XV в. является город Паг на острове того же имени, заложенный в 1443 г., вероятно, по планам знаменитого мастера Юрия Далматинца. В низкой части южного берега залива были воздвигнуты городские укрепления, внутри которых был выстроен город на основании правильной прямоугольной сетки улиц (вроде античного Каструма) с центральной площадью.
В приморской Далмации в XV и XVI вв. продолжается развитие городов, находившихся с начала XV в. под владычеством Венеции и унаследовавших старую градостроительную схему, видоизменявшуюся в течение этого времени. В Задаре сохранилась с античных времен ясная система Каструма. В XV в. по планам М. Санмикели были произведены небольшие перестройки укреплений. В XV—XVI вв. возводятся новые здания и перестраиваются укрепления в Шибенике.
Город Корчула, весь построенный в XV и XVI вв., представляет собой единственный в своем роде градостроительный ансамбль на выдающемся в море полуострове. Опоясанный в XV в. городскими стенами, он представляет собой планировочную схему в форме так называемого «рыбьего костяка», где главная улица, прорезая ряд перпендикулярных ей поперечных, пересекает территорию города, имеющего форму круга и расположенного на низком холме.
Рис.5. Дубровник. План и вид города |
В этот же период окончательно формируется Дубровник, центр Дубровницкой республики (рис. 5). Свою планировочную структуру он унаследовал с древних времен (статут о градостроительстве 1272 г.).
С середины XV и до середины XVI в. вместе с постройкой новых укреплений происходит усиление почти всей оборонной полосы начиная от Плоче до башни Минчеты (надстроенной по проекту Микелоцци). Работу по усилению городских стен продолжали Юрий Далматинец и дубровницкий зодчий Паскойе Миличевич. Перед восточным входом в город было воздвигнуто укрепление «Равелин». В этот период в Дубровнике происходило строительство и ряда общественных зданий. В 1484—1485 гг. Паскойе Миличевич построил мол Каше, включивший порт в структуру города.
Кроме того, с середины XV в. некоторые феодалы начали строить на территории своих владений замки, бывшие также опорными пунктами в системе оборонных линий, защищавших от турок. Такие замки строились в составе городов в форме «каштелей» в континентальной Хорватии, в Далмации и Истрии. В низменных северных частях Хорватии был создан тип замка, расположенного в низинах и окруженного защитным рвом с водой.
Рис.6. Сисак. Замок, 1544—1550 гг. Нехай. Замок, 1558 г. |
Таков Сисак (1544—1550 гг.), треугольный в плане с круглыми угловыми башнями (рис. 6). Примером нагорного приморского замка (каких было сравнительно немного, так как Приморье защищали многочисленные укрепленные города) является Нехай над Сеньем (1558 г., рис. 6).
На Черногорском Приморье существует также несколько укрепленных городов — Котор, Будва, Бар, Улцинь. В некоторых из них, как в Баре и Будве, сохранились остатки античной планировочной сети с кардо и декуманусом — главными осями города. В XV и XVI вв. эти города вследствие возведения новых зданий и перестройки крепостных стен приобретают новые формы, свойственные позднему средневековью и раннему Возрождению.
Города Словении следует также разделить на приморские и континентальные группы. К приморским относятся Копер и Пиран, сохранившие свою античную планировочную схему. Снаружи они опоясаны крепостными стенами с башнями и рвом; центр города — площадь с «вечницей», лоджией и церковью. В XV и XVI вв. форма площади и архитектура домов развивались под влиянием Венеции. Прекрасным примером в этом отношении является Копер, а в отношении крепостных стен — город Пиран (рис. 7).
Города внутренней части страны начинают развиваться с начала XIII в., а впоследствии превращаются в торговые центры. Так как в своем развитии эти города часто зависели от замков феодальных правителей в отличие от не имевших такой зависимости городов Приморья, то они в равной степени стали носить и гражданский, и феодальный характер. Планировочной осью этих городов, как и в некоторых городах континентальной Хорватии, были дороги, расширяющиеся в центре и переходящие в торговую площадь; городская церковь часто находилась вне этого центра. Многие из этих городов прилегают к горе с замком на ней. Характерны для такого типа городов Любляна (рис. 11), в меньшей мере Птуй и Шкофья Лока.
Кроме городов, расположенных между рекой и горой с замком на ней, в Словении существуют города на террасах возле рек или мостов (Марибор), на речных островах (Костаньевица), у слияния двух рек (Крань, Радовлица и т. д.). Все эти города с конца XV в. и в XVI в., когда усилилась опасность нападения турок, стали систематически усиливать свои укрепления постройкой новых мощных башен и укреплений около городских ворот.
Еще более сказалась турецкая угроза на феодальных замках, находившихся в XV в. в фазе перехода от крепости к жилищу. Оборонное значение снова заняло первое место, и замки стали укрепляться тем более, что некоторые из них были убежищем для населения окрестных сел.
Примером замка, в котором начавшийся было процесс превращения крепости во дворец был приостановлен вновь повысившимися требованиями к обороноспособности, является Хмельник (рис. 8). В нем жилые помещения расположены по трем сторонам правильного прямоугольного двора, четвертая сторона которого, как и в некоторых чешских и польских дворцах-замках XVI в., является стеной с воротами. Как и там, аркада проходит по двум сторонам двора замка стоящего, однако, среди крепостных стен с башнями. О внешнем виде таких замков хорошее представление дают Турьяк (рис. 9) и Жужемберк (рис. 10), где круглые и прямоугольные башни с высокими крышами соединены корпусами, покрытыми такими же крутыми крышами. На фасадах корпусов можно видеть рядом с боевыми эркерами типичные для жилых помещений окна, а стены имеют не только машикули, но и скульптурные украшения (Турьяк).
Рис.8. Хмельник. План замка, XV—XVI вв. | |
Рис.7. Пиран. Вид города | Рис.9. Турьяк. Замок, XVI в. |
Рис.10. Жужемберк. Замок, XVI в. | Рис.11. Любляна |
Угроза нападения турок вызвала постройку стен с башнями не только в монастырях (Жича, Стична), но и вокруг некоторых церквей (так называемые «таборы» вблизи Гросупля в Доленьской, на Шмарной Горе близ Любляны и в Кртине близ Камника).
Среди словенских городов самыми значительными являются из приморских — Копер, а из континентальных — Любляна, Крань, Шкофья Лока, Целье и Птуй. Копер расположен на холме, окруженном с трех сторон морем. На вершине холма находится площадь правильной формы со зданием «веча», лоджией, церковью и башней. Отсюда радиально расходятся улицы, пересекаемые кольцевыми улицами.
Любляна — пример города, начавшего развиваться в XI в. и возникшего у подножья горы с замком, где река Любляница больше всего приближается к горе (рис. 11). Характер местности обусловил специфику структуры: город состоял из трех самостоятельных, окруженных крепостными стенами частей, со своими площадями — Старой, Новой и Городской. С внешней стороны над этим ансамблем возвышается замок, связанный с городом в единое целое городскими укреплениями. В северо-восточной части возвышаются башни собора и францисканской церкви, а на юго-западе — церковь тевтонского ордена.
Шкофья Лока и Птуй также выросли из поселения у основания замка, построенного на горе с верхней, архитектурно более богатой, и нижней, более скромной, площадями. Крань — город, расположенный между двумя реками. Возле дороги возникли две площади, на одной из которых находятся церковь и здание «веча». Целье возник на развалинах римской Целеи, и ее кардо и декуманус перешли в средневековый город, и возле каждой из этих дорог возникли отдельные площади. Внешний контур городов образуют крепостные стены, замок и церкви.
Большинство населения континентальной Хорватии составляли крестьяне, и в XV—XVI вв. самым распространенным типом жилища был крестьянский дом, в северной Хорватии строившийся из дерева (обычно из дуба), близ дороги, окнами и дверьми на юг. На южной стороне также была крытая галерея, связывавшая дом с хозяйственным двором. Центром дома был очаг. Такой тип дома являлся до некоторой степени прототипом городских жилых домов, строившихся в XV и XVI вв. из дерева или кирпича. Документы о домах XV и XVI вв. в Хорватии (Опатовина на Каптоле — Загреб) показывают, что они строились на глубоких участках, прилегающих узкой стороной к улице. Обычно здания располагались в северной части участка.
В гористых приморских областях между сельскими и городскими домами была существенная разница. Большинство домов в селах XV и XVI вв. строились из камня насухо, двух- или одноэтажными, с очагом внутри. В противоположность этому в городах появляются массивные каменные дома, построенные часто на узком участке в несколько этажей из-за тесноты территории. Распределение помещений чаще всего вертикальное и связано с основной лестничной клеткой. Так как большинство жителей городов занимались ремеслом и торговлей, то в их жилых домах помещения для мастерской или лавки были обращены на улицу. В Приморье, где дома были расположены близко друг к другу, мастерские или лавки с типичной входной дверью, своего рода витриной, находились рядом со входом в дом. Порталы и входы в рабочие помещения часто выделялись более богатой обработкой на довольно простых фасадах.
От простых жилых построек отличаются дворцы феодалов в континентальных областях и богатых горожан в приморских городах. В континентальной Хорватии и в северо-западной части Хорватского Приморья в XV и XVI вв. феодалы живут в замках и еще не строят дворцов в городах.
В прибрежных городах Истрии и Далмации, а также на Черногорском Приморье в это время растет число богатых горожан, занимавшихся торговлей. Они постепенно переходят к более свободному и богатому образу жизни и строят для себя в XV— XVI вв. красивые жилые здания, имевшие не только лавки и жилые комнаты, но и парадные помещения. Тип таких зданий складывается еще в XV в. И почти все они были построены в готическом стиле, родственном готике Венеции. Наиболее крупные из этих зданий имели дворцовый характер и соответствующую ему симметричную планировку с центральным залом в каждом этаже, связанным с лестницей и четырьмя комнатами, расположенными по обе стороны от него. Небольшие дома обладали более свободной планировкой, соответствовавшей бытовому укладу владельцев.
Композиция фасадов зданий соответствовала их планировке: крупные дворцы, подобно венецианским, имели в центре группу тесно поставленных окон, нередко разделявшихся колонками, а по бокам — гладкие стены, прорезанные одиночными окнами. Меньшие здания нередко обладали несимметричными фасадами с живописно расположенными окнами, оси которых в разных этажах не всегда совпадали. Декоративное убранство фасадов было сосредоточено на порталах и окнах, причем последние перекрывались обычно трехлопастными арочками, иногда с внешним килевидным обрамлением. Колонки парных и тройных окон имели капители, подобные коринфским (в готической трактовке), а стволы колонок и архивольты арок и подоконника нередко покрывались резьбой.
В Истрии в XV в. был возведен ряд дворцов в готическом стиле, как, например, дворец Цуккати в Порече (рис. 12), изящный по формам и убранству, окна которого непринужденно разбросаны на фоне нерасчлененных каменных стен, увенчанных простым свесом черепичной кровли. В других дворцах в Порече — дворец Манцини, так называемый «Фондак» — уже появляются некоторые детали в стиле Возрождения, как и во дворце Саломон в Грачишче и в других. Более значительные постройки, как Большой и Малый дворцы Немира на острове Раб, обладают большим количеством помещений и внутренним двориком с аркадами и богатой отделкой порталов (рис. 13). В городских дворцах на тесных участках таких дворов не было, но иногда они имели лоджии на фасадахах (дворец Фанфоня в Задаре XVI в.), а при узких фасадах трехчастные окна занимали почти всю их ширину, как во дворце Чипико в Трогире, построенном в XVI в. мастером Андрией Алеши, а в гладких стволах колонн, в медальонах со скульптурами уже виден намечающийся переход от готики к Возрождению (рис. 13).
Рис.12. Пореч. Дворец Цуккати, XV в. | |
Рис.13. Трогир. Дворец Чипико, XVI в. А. Алеши (слева); Остров Раб. Дворец Немира, XV в. | |
Рис.14. Пиран. Дворец, XV в.— начало XVI в. | Рис.15. Любляна. Жилая часть замка, XV—XVI вв. |
Особое место в постройке дворцов в XV и XVI вв. занимает вольный город Дубровник. Его статутом было запрещено строить высокие частные дворцы внутри городских стен. Поэтому аристократы и богатые граждане Дубровника строили виллы и дворцы в своих имениях за чертою города в типично дубровницком сочетании форм готики и Ренессанса. Эти дворцы имели дворики с галереями и аркадой, через которую можно было переходить в центральный большой зал и примыкающие к нему комнаты. Таковы дворцы Пуцич и Скочибуха близ Дубровника, Соркочевич в Лападу и многие другие. В Которе, Будве, Баре, Улцине жилищная архитектура такова же, как и на всем адриатическом балканском побережье, но с приходом турок в Бар и Улцинь она принимает смешанные средиземноморско-восточные формы.
В приморской Словении жилые дома в городах и селах строились из камня и как по своему внешнему виду, так и по планировке имели венецианский характер, до начала XVI в. готический, а затем внешне ренессансный (не влиявший на планировку). Примерами являются дома в Копре и Пиране (рис. 14).
В XV в. в больших городах внутренних областей Словении — Любляна, Шкофья Лока, Птуй, Камник, Радовлица, Целье — жилищная архитектура становится каменной. В ряде мест дома этого времени с измененными формами сохранились до сих пор и приятно изумляют своими балконами и эркерами на консолях (рис. 15). Жилые дома в городах большей частью двухэтажные, со входом через галерею и мастерскими, лавками или складами в нижнем этаже.
В XV и XVI вв. города тратили большую часть своих средств на укрепления и лишь немного общественных зданий было построено тогда в отдельных городах.
В Паннонской Хорватии в Вараждине было построено здание «веча» (1523 г.) и гостиница (XV в.). В Загребе на Каптоле начато сооружение здания «веча» (1478 г.), а на Гриче в Загребе — королевского дворца (XV в.). Тогда же в области Загреба были построены больница и дом для престарелых. Больше общественных зданий было воздвигнуто в Истрии и Хорватском Приморье. Таковы городские лоджии в Кастве (1571 г.), Светвинченте (XVI в.) и здание «веча» с лоджией в Осоре. В Цресе в XV и XVI вв. был построен городской арсенал в богатых готических формах, роднящих его с дворцами того времени. Кроме того, в городах создаются и меньшие общественные сооружения: колодец с гербом в Мотовуне (XV в.), а в Риеке — столбы-колонны для флагов (1509 г.).
Ряд общественных зданий был создан в XV и XVI вв. в богатых торговых городах Далмации. В связи с угрозой турецкого нашествия построены арсеналы и городские цистерны в Задаре и в Хваре (XVI в.). Кроме того, строились «вечницы» с лоджиями (Шибеник, 1542 г. (рис. 16), Трогир, XV в., Корчула), самостоятельные здания лоджий (Хвар, 1517 г., (рис. 17)), княжеские дворцы (Оребич, XV в.), башни для городских часов (Хвар, 1466 г.) и др.
Рис.16. Шибеник. Вечница, 1542 г. | Рис.17. Хвар. Лоджия, 1517 г. |
Рис.18. Дубровник. Княжеский дворец, вторая половина XV в., общий вид и двор | |
Рис.19. Дубровник. Большой источник, 1438 г., Онофрио де ла Кава и церковь Спаса, после 1520 г., П. Андриич; Таможня, 1516 г., П. Миличевич |
Самые значительные общественные здания были построены в Дубровнике. Когда резиденция правителя Дубровницкой Республики — княжеский дворец — пострадала от взрыва пороха (1435 г.), на его месте началось строительство нового дворца в позднеготическом стиле под руководством мастера Онофрио ди Джордано дела Кава с четырьмя корпусами, окружающими двор, и четырьмя башнями. Во второй половине XV в. дворец снова пострадал от взрыва, и проект его восстановления был разработан известным флорентийским зодчим Микелоццо. Сенат республики все же передал работы по дворцу отечественным мастерам, которые вели ее, не отступая от старых форм и стиля. В 1468 г. была начата перестройка главного фасада, в котором ренессансные элементы сочетаются с такими пережитками готики, как стрельчатые окна второго этажа, свобода трактовки капителей колонн лоджии и пропорции колонн второго яруса аркады двора (рис. 18).
В 1516 г. в Дубровнике сооружено здание таможни по плану дубровницкого зодчего Паскойе Миличевича в своеобразном синтезе готики и Ренессанса (рис. 19). Лоджия первого этажа подчеркивает общественное назначение здания. Городская башня была возведена в 1445 г. мастерами Радончичем, Грубачевичем и Утишиновичем (была перестроена, в XIX в. сделана ниже). В 1436—1438 гг. был сооружен городской водопровод и Онофрио де ла Кава построил так называемый Большой источник (рис. 21) в западном и Малый источник в восточном концах главной магистрали города. В XVI в. сооружен большой склад для пшеницы «Рупе», единственный образец общественных зданий экономического значения. В старом монастыре Св. Клары был устроен приют, а вне городских стен на Плочах — лазарет.
Общественные здания в Словении строились повсюду, но в центральной и восточной областях их сохранилось мало. Примером их является здание «веча» с лоджией в городе Копер, построенное под несомненным влиянием Венеции. Из средневековых зданий городского «веча» в остальной части Словении не сохранилось полностью ни одного. Внешним отличием их была башенка над фасадом, не имевшая таких больших размеров, как в средне-европейских ратушах. Здание «веча» в Кране, со сводами и готическим входом, имеет много старых элементов; у здания «веча» в городе Марибор сохранился только выход с каменным ренессансным балконом второй половины XVI в. От многих дворцов тоже сохранились лишь некоторые части, каков готический балкон дворца жупана (начальника области) в Птуе и готический зал с колоннами в епископском дворце в Любляне (1512 г., мастер Августин Тифернус из Лашко).
В церковной архитектуре XV—XVI вв. господствовала готика.
В Словении около середины XV в. появляются сетчатые своды с нервюрами и консолями, украшенными резьбой, выполненной местными каменотесами — мастерами этого искусства, известного там с древних времен. В это время в Словении, как в Баварии, Чехии и Польше, распространяется тип трехнефной зальной церкви. Среди них богато украшенная церковь в городе Крань (рис. 20), церкви в Шкофьей Локе, Радовлице, Церкнице и Руперте. К самой интересной церкви с тремя нефами в Црнгробе был пристроен новый алтарь (рис. 21).
Рис.20. Крань. Церковь, XV в.— начало XVI в., портал, свод | |
Рис.21. Црнгроб. Церковь, XV в., алтарь и колокольня, 1520 г. Юрко | |
Рис.22. Суха. Церковь, XV в. | Рис.23. Камник. Церковь св. Приможа близ города, 1459—1507 гг. |
Сельские церкви в Словении были обычно прямоугольными однонефными с живописью на плоских деревянных потолках, трехгранным алтарем с готическим сводом, иконами и фресками (рис. 22). Исключение составляют двухнефные церкви, среди которых самой известной является церковь св. Приможа близ Камника, 1459—1507 гг. (рис. 23).
Кроме того, в это время старые романские и раннеготические церкви нередко увеличивали пристройкой нового длинного алтаря по образцу алтарей миноритских и доминиканских церквей и заменяли готическими сводами прежние плоские потолки. Примерами такой перестройки служат кафедральный собор в Мариборе, церкви в Птуе и Новом Месте, аббатство в Целье и др. Особой гармонией линий среди словенских церквей отличается интерьер церкви на вершине Птуйской горы (начала XV в.), трехнефной с нервюрными сводами и богатой внешней отделкой (рис. 24).
Словенская церковная архитектура XV—XVI вв. сохранила имена некоторых зодчих. Петр из Любляны создал (между 1460—1492 гг.) церковь Богоматери близ Чепича в Истрии, а закончил ее Матвей из Пулы в формах истрийско-венецианской готики. Вероятно, Петр из Любляны и Петр Безлай, построивший в 1484 г. здание городского «веча» в Любляне,— одно и то же лицо. Андрей из Локи возвел в 1477 г. церковь св. Ивана в Челе, отличающуюся скульптурными украшениями. Мастер Юрко (он же Штрейт или Краньец) между 1513 и 1521 гг. соорудил епископский дворец в Загребе, а между 1521 и 1524 гг. — алтарь и колокольню церкви в Црнгробе близ Шкофьей, Локи.
На колокольне в Шкофьей Локе видна надпись, сделанная в 1532 г. ее зодчим — Бартоломеем Юнауэром. В качестве «magister operis» на портале дворцовой церкви близ Полхового Градца назван Грегор Рукенштейн (1544 г.). Между 1582—1590 гг. Петр Антон Пиграто возвел протестанскую церковь в Говге близ Целья — интересный образец протестанской архитектуры — двенадцатиугольную ротонду готического характера с ренессансными деталями (рис. 25). Представителями отечественного направления в архитектуре можно считать мастеров Андрея из Локи, Петра из Любляны и мастера Юрко, принадлежащих к самой интересной группе гореньско- приморской поздней готики.
Рис.24. Птуйская гора. Церковь, начало XV в. | Рис.25. Говче. Церковь, 1582—1590 гг. П. А. Пиграто |
Рис.26. Загреб. Церковь св. Марка. Южный портал, XV в.; Паг. Церковь Марии, около 1500 г. |
В континентальной Хорватии в XV и XVI вв. строятся церковные здания, близкие к альпийско-среднеевропейской готике и схожие в некоторых элементах с французской готикой. Готическим церквам Хорватии этого времени свойственны простота и строгость внешнего облика и мощь гладких, укрепленных контрфорсами стен. Внутри выделяются ребра нервюрного свода, триумфальные арки. Готические окна проливают свет в полумрак храма. Практически в хорватских церквах готика задержалась до появления в XVII в. барокко.
В северной Хорватии в XV в. заканчивается постройка трехнефной церкви св. Марка в Загребе (рис. 26) и строятся монументальная готическая базилика в Оштариях близ Огулина и однонефные францисканские церкви в Реметинце, в Хорватском Загорье и Лепоглаве с типичным нервюрным сводом алтаря и сетчатым готическим сводом. Приходские готические церкви — однонефные прямоугольные здания с пятигранным алтарем, сетчатым или нервюрным сводом и простыми контрфорсами (в Неделище — XV в., в Марушевце — 1482 г. и др.). В XVI в. строительство ослабевает вследствие нашествия турок, а новые здания строятся в старых формах.
В Истрии и Кварнере в XV в. удерживается проникшая сюда в конце XIII в. с постройками нищенствующих орденов структура однонефных церквей с деревянным покрытием и апсидой с готическим сводом. В отдаленных областях Истрии, например в Бераме, в XV в. сохранялись даже романские формы с готическими деталями, что можно видеть и в Паге, в церкви св. Марии (около 1500 г., рис. 26).
В XV в. в отдельных городах и в селениях возник специфический тип народной готики. Церковь состояла из небольшого помещения (с апсидой или без нее), покрытого стрельчатым цилиндрическим сводом. Таковы церкви св. Марии Магдалины в Цресе (1402 г.), св. Марии на Вийаре в Осоре (1414 г.) и др.
Однако в середине XV в. в городах приморья и на островах (принадлежавших Венеции) в композиции зданий, конструкциях и формах наблюдается влияние Возрождения, а во внутренней области Истрии — влияние альпийского типа в конструкции готического нервюрного свода над алтарем. К первым принадлежат: собор в Осоре (начатый в XV в. и законченный в 1497 г.), церкви Благовещения в Светвинченте (XV в.) и св. Марии в Цресе (конца XV в. с колокольней начала XVI в.). К другим принадлежат алтари с нервюрным сводом церкви св. Николая в Пазине (1441 г.) и св. Марии в Божьем Поле близ Вижинады (XV в.).
В Далмации в начале XV в. преобладала готика итальянского характера. К апулийской готике принадлежат основание и второй этаж колокольни собора в Трогире (около 1400 г.), а также перестройка ее второго этажа Матвеем Гойковичем после разрушения 1420 г. Однако тот же мастер, воодушевленный легкостью и изяществом венецианской готики, вносит новые черты в архитектуру колокольни, законченной в 1600 г. Трифуном Боканичем из Брача (рис. 26).
Апулиец Якопо Коррера с 1441 г. проектировал фасад собора в городе Корчула и начал его постройку. В конце XV в. ее закончил отечественный мастер Марко Андриич, внесший некоторые элементы венецианской готики. Колокольню начинает строить в начале XV в. Хранич Драгошевич, продолжает Ратко Иванчич и в конце столетия заканчивает Марко Андриич размещением красивого восьмерика наверху (рис. 27).
Рис.27. Корчула. Собор, XV в.; Трогир. Колокольня собора, 1400—1600 гг. | |
Рис.28. Шибеник. Собор, 1431—1505 гг. Юрий Далматинец и Николай Флорентинец. План, разрез, общий вид | Рис.29. Шибеник. Собор. Западный портал |
Рис.30. Дубровник. Доминиканский монастырь, вторая половина XV в. Утишинович, Грубачевич, Влаткович. Двор | Рис.31. Хвар. Собор, XVI в. |
Поздняя готика собора св. Иакова в Шибенике (рис. 28, 29) связана с именем его главного зодчего Юрия Далматинца. Строительство этого здания в виде простой трехнефной базилики было начато в 1431 г. отечественными и венецианскими мастерами, построившими два портала. В 1441 г. строительство собора переходит к Юрию Далматинцу, который продолжает его до 1473 г. как «протомагистр». В работе над этой монументальной постройкой проявляется его талант. Он расширяет собор прибавлением трансепта, поднимает уровень алтаря, а его преемник Николай Флорентинец создает смелую конструкцию купола над средокрестием, строит свод из больших каменных плит в алтаре. Ю. Далматинец обогащает собор выразительной пластикой. Кроме того, Юрий Далматинец строит капеллу св. Сташа в соборе в Сплите и капеллу св. Арнира возле церкви св. Евфимии в бенедиктинском монастыре в том же городе (1443 г.) и монументальные здания в городе Анконе в Италии.
Красивый двор с аркадами в доминиканском монастыре в Дубровнике был построен в начале второй половины XV в. также в стиле поздней готики мастерами Утишиновичем, Грубачевичем и Влатковичем (рис. 30).
В это время в Далмацию начинают проникать формы Возрождения, заметные в крещальне собора в Трогире (1467 г.) — постройке Андрии Алеши, ученика Юрия Далматинца, где они прекрасно сочетаются с формами готики. В большей степени Ренессанс в Далмации проявляется с конца 60-х годов XV в. в связи с кратковременной деятельностью Микелоццо в Дубровнике и расцветает благодаря таланту мастера Николая Флорентинца. В его первой постройке в Далмации — капелле Ивана Блаженного в соборе в Трогире (1468 г.) — архитектурные элементы дополняются богатой скульптурой. Самая значительная работа мастера — завершение собора в Шибенике (рис. 28, 1477— 1505 гг.). Продолжая замысел Юрия Далматинца, мастер Николай строит уже в стиле Возрождения стройный купол и, развивая конструкции алтаря своего предшественника, заканчивает покрытие собора цилиндрическими и полуцилиндрическими, видимыми снаружи и внутри, сводами из каменных плит. Фасад собора в Шибенике с трехлопастным завершением стал образцом для многих построек в Далмации, как, например, для церкви св. Марии в Задаре (XVI в.), собора на острове Хвар (XVI в., рис. 31) и построенной Петром Андриичем после 1520 г. церкви Спаса в Дубровнике (см. рис. 19).
В XVI в. строительная деятельность Дубровницкой республики ослабевает вследствие угрозы нападения турок. Отечественные мастера развивают местный вариант Возрождения с чертами готики или романского стиля. На колокольнях на острове Хваре с деталями Ренессанса и готики размещение проемов еще романское. С другой стороны, опасность нападения привела к строительству ренессансных укрепленных церквей — церкви Богоматери в Врбоско на острове Хвар, 1579 г. (рис. 32). То же происходит и в Черногорском Приморье, где из-за нападения турок развивается строительство крепостей, а культовое строительство сводится к постройке небольших романоготических церквей с некоторыми элементами Ренессанса.
Рис.32. Остров Хвар. Врбоско. Церковь-крепость, 1579 г. |
Для церквей XV и XVI вв. в Словении и Хорватии характерны лаконичность объемов и простота композиции фасадов и их убранства, сосредоточенного возле порталов, отдельных окон и на верхних ярусах башен. Порталы сравнительно просты — гладкие или профилированные наружные откосы, связанные стрельчатой аркой, прямая перемычка проема, образующая под аркой тимпан со скульптурой, боковые колонки с фиалами и цветущий крест наверху. В Приморье порталы были ближе к формам архитектуры Возрождения. Остальные декоративные элементы были просты и носили более готический характер. Внутри позднеготические церкви континентальных Словении и Хорватии, особенно сельские, украшались стенописью, причем в некоторых церквах первой половины XV в. фрески украшали и западный фасад. Скульптурные изображения в тимпанах порталов и одиночные фигуры и декоративные скульптуры на окнах и капителях чаще встречались в Приморье.
XV и XVI вв. были для архитектуры Словении, Хорватии и Черногорского Приморья временем перехода от готики к стилю Возрождения, подготовленного изменениями в области экономики, общественного устройства и идеологии, вызвавшими появление новых черт еще в готике, приобретшей в Приморье более светский и жизнерадостный характер. Это облегчило переход к архитектуре Возрождения и было причиной сохранения ряда черт местной готики в постройках второй половины XV и даже в XVI в. в силу их соответствия новой светской идеологии, подобно тому как сохранялись некоторые выработанные ранее конструктивные и композиционные приемы: композиция церквей — одно- и трехнефных, с порталом и круглым окном над ним на западном фасаде; размещение проемов в колокольнях; парные и тройные окна; планировка жилых домов, отвечающая бытовому укладу владельцев; соответствующая ей композиция фасадов и применение в нижних этажах таких зданий крупных каменных блоков-перемычек и обрамлений проемов. Все это наделяло местную архитектуру национальными особенностями, отличающими ее от готики и Ренессанса соседних стран и переданными ею архитектуре XVII и XVIII вв.
То же относится к архитектуре XV — XVI вв. в континентальных Хорватии и Словении, где также появились новые черты уже в поздней готике (зальные, равномерно освещенные церкви) и также сохранялись в постройках второй половины XV и XVI вв. черты местной готики, ставшие национальными. Последнее особенно заметно в континентальной Хорватии, развитие которой было замедлено нападениями турок, тогда как развитие Словении XVI в. способствовало появлению нового, особенно в гражданской архитектуре.
Различия между архитектурой Приморья и континентальных областей не уничтожали общих черт, свойственных всей архитектуре Хорватии и Словении XV—XVI вв. — ясности и простоты композиции и обработки фасадов, тонкости прорисовки деталей и мягкости и нежности их профилировки, динамичности конструкций.
В это время влияние словенского искусства распространилось на юг и юго-восток, в континентальную Хорватию, а некоторые приморские мастера, как, например, Юрий Далматинец со своим учеником Иваном Прибиславичем, работая в Италии, переносят туда созданные ими на родине конструктивные приемы и формы. Таким образом, связь архитектуры континентальных Хорватии и Словении с архитектурой центральной Европы и архитектуры Приморья с итальянской оказывается в некоторых случаях двусторонней, что еще более свидетельствует о национальном южно-славянском своеобразии готики и Ренессанса.
Глава «Архитектура Югославии (Хорватии, Словении и Черногорского Приморья)», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: А. Мохоровичич (Хорватия), Ф. Стеле (Словения), Д. Бошкович (Черногорское Приморье). Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий