Венгрия

Архитектура Венгрии эпохи Возрождения

XV в. был для Венгрии временем борьбы между силами феодальной раздробленности и прогрессивными силами,  пытавшимися укрепить центральную власть и усилить единство страны. Короли из Анжуйского дома (1308—1386 гг.) несколько упрочили свое положение, но в царствование Сигизмунда Люксембурга (1387—1437 гг.) знать снова подняла голову. Король, одновременно король Чешский и император Священной Римской империи, не уделял внимания внутреннему положению Венгрии, будучи занят вопросами внешней политики, войнами и путешествиями, а его вельможи увеличивали свои владения, усиливали эксплуатацию крестьян и подчиняли своей власти города. Это замедляло экономическое развитие страны и рост городов и усиливало антифеодальные настроения среди крестьян и горожан, что вместе с корыстолюбием вельмож, среди которых было немало иностранцев, лишало нацию единства, необходимого ей перед лицом угрозы турецкого нашествия. Сам король, представитель воинствующих сил феодализма и католицизма, жил идеалами средних веков. Этим определялось господство готики в архитектуре Венгрии в его царствование, хотя при дворе работали представители архитектуры раннего итальянского Возрождения, вроде флорентийца Манетто Амманатини, а отмеченный выше рост антифеодальных настроений и усиление связей с другими странами подготовляли почву для идей гуманизма.

Архитектура Венгрии XVII — начала XIX в.

Во времена турецкого господства в Венгрии формы барокко распространились только в незахваченных западном и северном районах страны; после же изгнания турок к концу XVII в. новый стиль, выражавший в церковных и дворцовых сооружениях идеологию Габсбургов и преданных им высшего духовенства и аристократии, постепенно утвердился во всей стране. Не малая заслуга в этом принадлежит итальянским, австрийским и немецким мастерам. Переселившиеся сюда иностранные зодчие обучают венгерских мастеров, и таким образом влияние иноземного искусства барокко постепенно вытесняет в архитектуре ее характерные венгерские черты. Начало архитектуры барокко в Венгрии ознаменовалось появлением такого произведения, как Университетская церковь в Трнаве, 1629—1637 (Словакия), сооруженная под руководством итальянского мастера Пьетро Спаццо; это одна из красивейших барочных церквей XVII в., особенно великолепен стуковый декор ее интерьера.