Огюст Шуази. Архитектура Ренессанса

Главы раздела «Ренессанс» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.


История готической архитектуры кончается в XV в. Это история наиболее поразительной логической последовательности в области искусства. От возникновения до последнего момента своего существования готика преследовала одну цель — облегчить массы. Она начала с того, что и в инертном теле сводов выделила рабочий каркас. Когда же завершилось развитие готической архитектуры, здание представляло собой настоящий каркас с заполнением. Пределы легкости были достигнуты, все выводы исчерпаны; надо было или остановиться на этом или ввести какой-нибудь новый принцип. Сложность достигла пределов возможного, — обновить искусство мог только возврат к простым формам.

Примечание: Шуази дает одностороннее объяснение смены архитектурных стилей. На самом деле основной причиной возникновения и быстрого расцвета зодчества Возрождения послужили развитие буржуазии в эпоху первоначального накопления и новая идеология флорентийской буржуазии конца XIV и начала XV в., сменившая собой идеологию городских ремесленников-купцов предыдущего периода и идеологию феодалов.

Ренессанс начинает именно с этого возврата к простым формам. А так как новые типы архитектуры не рождаются сразу, ренессанс заимствует основные архитектурные элементы у античности: античные ордера становятся обязательной темой новой архитектуры.

Примечание: В современном искусствознании этот вопрос решается иначе. Главное отличие архитектуры раннего ренессанса от зодчества Древнего Рима заключается в том, что архитектура ренессанса оперирует главным образом внутренними пространствами, прекрасно расчлененными и оформленными, в то время как древнеримская архитектура пластична и оформляет главным образом массивные части зданий, которые, даже в таких больших помещениях, как Пантеон в Риме, господствуют над внутренним пространством. Пространственность архитектуры ренессанса строится на достижениях готической архитектуры. Одной из лучших новейших работ по архитектуре ренессанса является книга Н . Wi11iсh и P. Zucker, Die Baukunst der Renaissance in Italien, I и II (из серии «Handbuch der Kunstwissenschaft», под ред. F. Burger и A. Brinckmann), где сопоставлены основные выводы новых исследований и приведена литература. Очень ясное и принципиальное изложение истории архитектуры ренессанса дает P. FrankI, Die Architektur der Renaissance (из серии «Aus Natur und Geisteswelt»). Cp. чисто фактический и внешний обзор — М.Фарбман, Архитектура итальянского ренессанса, Петербург 1914. Очень ценный историко-культурный материал содержит работа К. Frey, Gotik und Renaissance, 1930. Ср. I. Huizinga, Das Problem der Renaissance в его сборнике «Wege der Kulturgeschichte», 1931.

Франция, которая все еще была проникнута идеями готического искусства, сначала увидела в ордерах только декоративные мотивы более правильного стиля, и их она пытается наилучшим образом применить к постройкам еще готическим. Традиции готической конструкции затрудняют во Франции применение классических пропорций. Но в Италии, где готика так и не привилась, не знали этих препятствий: ренессанс в Италии завершился в своем развитии ранее середины XV в., во Франции он едва начинается в XVI в.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)