Архитектура культовых зданий Англии XVII — начала XIX в.

После 1534 г., — года упразднения монастырей и секуляризации их собственности — культовое строительство в Англии существенно сократилось и спустя сотню лет возобновляется с работами Иниго Джонса. В 1623 г. в связи с предполагавшейся свадьбой короля с католической испанской принцессой началась постройка Капеллы королевы при Сент-Джеймском дворце, закончившаяся 4 года спустя. Капелла была простым, прямоугольным зданием с гладкими стенами и окнами, украшенными развитыми и чистыми по формам сандриками. На главном торцовом фасаде центральное окно имело полуциркульное завершение, а стена над карнизом заканчивалась фронтоном. Капелла перекрыта кессонированным коробовым сводом, у основания которого проходил строгий классический антаблемент, а несколько ниже в нишах помещались статуи святых. Исключительная простота и классическая строгость постройки удивительны для той эпохи и сразу выдают руку крупного мастера.

О произошедшем изменении вкусов говорит и традиционная, отделяющая зал от входа перегородка, спроектированная Иниго Джонсом для капеллы в Сомерсет-Хаусе в Лондоне (1630—1635). Она состоит из строгих дорических колонн в первом ярусе, на антаблементе которых стоят узкие изящные гермовидные пилястры с тонким карнизом вверху. Никакой перегруженности, точно рассчитанные пропорции, простота композиции, строго ограниченное количество деталей и их орнаментации.

Архитектура Англии: Лондон. 1 — портик собора св. Павла, 1634 г. Архитектура Англии: Лондон. 2 — церковь Ковент-Гарден, 1631 г. Обе постройки — И. Джонса
Рис. 38. Лондон. 1 — портик собора св. Павла, 1634 г.; 2 — церковь Ковент-Гарден, 1631 г. Обе постройки — И. Джонса

Значительным событием в культовом зодчестве Англии XVII в. явилась постройка Иниго Джонсом нового портика у собора св. Павла (1633). Мощный восьмиколонный в антах коринфский портик с развитым антаблементом и балюстрадой вверху явился провозвестником новой эры в архитектуре Англии (рис. 38).

Церковь Иниго Джонса на площади Ковент-Гарден, о которой уже говорилось выше, очень интересная в сохранившемся эскизе, была навеяна явно античными образцами. Существующее здание, восстановленное после пожара (1798), примитивно.

В 1663 г. была построена первая после работ Иниго Джонса капелла в стиле классицизма с определенным, впрочем, привкусом барокко — капелла Пемброк-Колледжа в Кэмбридже, автором которой был, по-видимому, Кристофер Рен; она в своей основе напоминает капеллу Сент-Джеймского дворца, но стены ее уже расчленены коринфскими пилястрами, во фронтоне помещен барельеф, а края его и верх здания увенчаны соответственно пинаклями ренессансного рисунка и миниатюрным куполом на восьмигранном барабане.

В то же время создается комиссия для реставрации собора св. Павла, которая была прервана гражданской войной, и Кристофер Рен начал разработку эскизов для этих работ, но в 1666 г. собор, как и весь Лондон, сгорел.

Проектирование нового собора св. Павла началось в 1668 г. и длилось довольно долго. Одним из значительных его этапов было изготовление Реном «Большой модели» собора (1673). По этому проекту собор имел центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде квадрата с вырезанными углами. Все фасады были идентичными, и лишь со стороны алтаря небольшим выступом обозначена апсида.

В 1675 г. был составлен новый проект в виде латинского креста (в плане). На высоком барабане покоился купол, увенчанный шестиярусным шпилем. Все же и этот проект не отличался цельностью. Но на этой основе созрел окончательный вариант проекта Рена, датированный тоже 1675 г. Латинский крест сохранился, но план стал более уравновешенным. Трем секциям хора теперь отвечали три травеи нефа, а остальные две травеи были развиты в обширный притвор с лоджией и капеллами. Трансепты поджались к центру, углы укрепились; двухэтажное членение было сохранено, но высоты этажей стали почти равными; масса центральной части была уравновешена развитым блоком притвора, на котором появились башни; купол вместо аркад «Большой модели» поддерживали теперь пилоны со сдвоенными колоннами; почти при той же общей высоте здания за счет уничтоженного шпиля значительно увеличены размеры купола, который стал грандиозным — его колоссальные размеры подчеркивались тонко разработанным миниатюрным барабаном на его вершине. Вся композиция стала уравновешенной и цельной.

Архитектура Англии: Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. Разрез Архитектура Англии: Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. Общий вид собора
Рис. 39. Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. План, разрез и общий вид собора
Архитектура Англии: Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. План
Архитектура Англии: Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. Фасад по гравюре
Рис. 39-а. Лондон. Собор св. Павла, 1675—1717 гг., К. Рен. Фасад по гравюре
Архитектура Англии: Лондон: 1 — Собор св. Павла, 1675—1709 гг. Архитектура Англии: Лондон: 2 — церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672-1687 гг.
Архитектура Англии: Лондон: 2 — церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672-1687 гг., интерьер и план Рис. 40. Лондон: 1 — Собор св. Павла, 1675—1709 гг.; 2 — церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672-1687 гг. (обе постройки К. Рена), интерьер и план

При выполнении проекта в натуре изменились башни главного фасада, которым был сообщен барочный характер, но барочные пилоны вокруг купола, наоборот, заменила классическая колоннада. Практически купол состоял из трех куполов: внутреннего довольно плоского, отвечавшего архитектуре интерьера, затем каменного конструктивного и, наконец, верхнего деревянного, по которому была уложена кровля. Архитектурные формы и детали тщательно прорисованы и отличаются высоким уровнем исполнения. Рен не бывал в Италии, но посетил, Францию, что сказалось на композиции отдельных форм и этого здания (рис. 39). Строительство было закончено в 1711 г. Резные работы на соборе выполнял известный художник Гринлинг Гиббонс (1648—1720). Купол расписывал известный художник Джеймс Торнхилл (рис. 40). В 1717 г. новое поколение палладианцев настояло на помещении над карнизом собора существующей там сейчас балюстрады.

Акт 1670 г. о постройке взамен разрушенных пожаром 51 церкви в Лондоне предоставил Рену, тогда Главному инспектору работ, возможность широко проявить свою творческую фантазию и одновременно провести необходимые для строительства собора эксперименты. Построенные по акту церкви не похожи одна на другую и уже в силу этого представляют известный интерес. Планы их приспосабливались к условиям конкретного места, как правило, очень стесненного. Большей частью это квадрат с четырьмя столбами внутри (Сент-Мэри-ле-Боу и др.). В других случаях превалировал упрощенный базиликальный план (Сент-Лоуренс-Джюри). Но есть и такие, где основанием купола служит идущая по кругу колоннада (Сен-Стивен-Уолбрук и др.).

Рис. 41. Лондон: 1 — Сент-Мэри-ле-Боу, 1670—1677 гг., К. Рен Рис. 41. Лондон: 2 — церковь Сент-Брайд, колокольня, 1670—1684 гг., 1703г., К. Рен
Рис. 41. Лондон: 1 — Сент-Мэри-ле-Боу, 1670—1677 гг., К. Рен; 2 — церковь Сент-Брайд, колокольня, 1670—1684 гг., 1703г., К. Рен; 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721 — 1726 гг., Д. Гиббс, общий вид и план
Архитектура Англии: Лондон: 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721 — 1726 гг., Д. Гиббс, общий вид Архитектура Англии: Лондон: 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721 — 1726 гг., Д. Гиббс, план

Внешний облик этих церквей, как правило, очень скромный, оживлялся вертикалью колокольни, примыкавшей к основному зданию. Решение подобной композиции в классических формах представляло необычную и довольно трудную задачу, с которой Рен в большинстве случаев справился очень удачно. Колокольня церкви Сент-Мэри-ле-Боу в Чипсайде (1670—1677) явилась, вероятно, лучшим из его решений (рис. 41). Она вызвала всеобщее восхищение и множество подражаний как в то время, так и в последующее. Колокольня Сент-Брайд на Флит-Стрит (1670—1684, 1702) с ее пятью ярусами восьмериков, со шпилем над квадратным классическим павильоном, с сегментовидными фронтонами, поставленными на высокую призму, тоже широко известна. Некоторые из этих завершений (церковь Сент-Видэст на Фостер-Лэйн, 1697) имеют уже отчетливо выраженную барочную трактовку.

Культовое строительство Англии рассматриваемого периода, если не говорить о соборе св. Павла, не дало значительных решений и бесспорно менее интересно, чем строительство общественных зданий и жилищное строительство того периода. Хоуксмор, который помогал Рену в строительстве церквей по акту королевы Анны, в дальнейшем построил ряд интересных церковных зданий, в большинстве используя базиликальный план (Крайст-Черч на Спайтлфилдс, 1723—1729 и др.), а во внешних формах, нередко перекликавшихся даже со средневековьем (шпиль той же церкви и др.). В некоторых из своих церквей Хоуксмор стремился продолжить поиски классического решения вертикальной композиции, например в церкви Сент-Джордж в Блумсбери (1720—1730), но чаще давал откровенно барочные решения (Сент-Мэри-Вулнотс, 1716—1727; Сент-Энн, Лаймхауз, 1712—1724 и др.).

Откровенно барочная архитектура культовых зданий характеризует творчество архитектора Томаса Арчера (1668—1743). Таковы его Сент-Филипс (теперь собор) в Бирмингаме (1709—1715, рис. 42), Сент-Пауль в Депторде (1712—1730) и др.

Выдающуюся и совершенную как по замыслу, так и по прорисовке и выполнению деталей церковь Сент-Мэри-ле-Странд (1714—1717, рис. 43), построил один из самых талантливых английских архитекторов XVII в., прошедший итальянскую школу в Риме во время своего пребывания в Италии,— Джеймс Гиббс. В этой церкви нельзя признать удачной лишь колокольню. Следующая его церковь, также весьма интересная, но несколько сухо решенная, — Сент-Мартин-ин-Филдс (1721—1726) — вполне отвечает особенностям английской архитектуры рассматриваемого периода.

Архитектура Англии: Бирмингам. Собор Сент-Филипс, 1709-1715 гг., Т. Арчер Архитектура Англии: Лондон. Сент-Мери-ле-Странд, 1714-1717 гг., Д. Гиббс
Рис. 42. Бирмингам. Собор Сент-Филипс, 1709-1715 гг., Т. Арчер Рис. 43. Лондон. Сент-Мери-ле-Странд, 1714-1717 гг., Д. Гиббс
Архитектура Англии: Лондон. Сент-Пэнкрэс-Чёрч, 1818-1822 гг., Инвуд Рис. 44. Лондон. Сент-Пэнкрэс-Чёрч, 1818-1822 гг., Инвуд

Наряду с церквами, архитектура которых создавалась на основе классического наследия, строились и церкви, в которых видно использование готических форм и деталей, особенно в последний период развития романтических тенденций в архитектуре. Такова, например, известная церковь архитектора Джона Пинча — Сент-Мэрис-Батуик в Бате (1814).

Вторая стадия неоклассицизма породила такие изящные и хрупкие композиции, как Сент-Пэнкрэс-Чёрч в Лондоне (1818—1822, арх. Инвуд, рис. 44), в котором сделана попытка дать устремленную вверх композицию на основе использования наследия античной Греции. На этом в эпоху классицизма поиски решений вертикальных композиций закончились. Новое слово в решении этой задачи могла сказать только современная нам архитектура.


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)