Архитектура общественных зданий Англии XVII — начала XIX в.

Общественных зданий XVI в. в Англии сохранилось очень мало. Наиболее распространены были «залы гильдий», т. е. торговых или ремесленных компаний, и «залы комиссионеров», т. е. тоже, по существу, здания торгово-промышленных компаний. Они по внешнему виду мало отличались от жилых зданий го¬рода. Большей частью фахверковые они увенчивались многократно повторенными щипцами, использованными как чисто декоративный прием.

В конце XVI в. в Лондоне появляются такие общественные здания, как театры. Но для них в тот период либо приспосабливались уже существующие здания, либо строились наскоро новые из расчета лишь обеспечения их функций.

В королевском дворце Уайтхолл возник новый тип общественного здания — банкетный зал. Первый из таких залов был построен, по-видимому, в 1607 г. О его архитектуре ничего не известно. Но уже следующая, заменившая его постройка открыла целую эпоху в развитии английской архитектуры.

Банкетинг-Хаус Иниго Джонса начат в 1619 г. и закончен три года спустя. Иниго Джонс работал над проектом около 3 месяцев и сделал для него ряд эскизов и даже модель. Постройка обошлась в 15 тыс. фунтов стерлингов. Здание предназначалось для государственных приемов, для встречи послов иностранных государств, для демонстрации придворных спектаклей «масок», в которых Иниго Джонс играл главную роль — постановщика и художника.

Архитектура Англии: Лондон. Дом Искусств. Роберт и Джемс Адам
Лондон. Дом Искусств. Роберт и Джемс Адам
Архитектура Англии: Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс: 1 — первоначальный проект; 2 — план; 3 — разрез
Рис. 25. Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс: 1 — первоначальный проект; 2 — план; 3 — разрез
Архитектура Англии: Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс. Фасад по гравюре XVIII в.
Рис. 26. Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс. Фасад по гравюре XVIII в.

Сохранились два предварительных эскиза Иниго Джонса для этого здания. В первом из них он дает схему, явно заимствованную у Палладио, и в целом и в частях типичную для классицизма: с центральным ризалитом и двумя одноэтажными короткими крыльями по торцам (рис. 25). Эта чисто центрическая, фронтальная композиция фасада противоречила организации пространства центрального зала, вытянутого в поперечном направлении и решенного как античная базилика с боковыми пониженными нефами.

Во втором эскизе Иниго Джонс устраняет ложную центричность фасада: отбрасывает крылья, раскреповывает карнизы над колоннами, ослабляя тем самым значение ризалита, и, наконец, заменяет фронтон ровной лентой балюстрады вдоль всего здания; той же цели служат и гирлянды под верхним антаблементом и акцентированные сдвоенными пилястрами углы. Уничтожив трехнефность центрального зала, Джонс также ослабил отмеченное выше противоречие.

В здании Банкетинг-Хауса можно найти черты и элементы различных построек Палладио: его Базилики, палаццо Тиене, палаццо Порта, палаццо Кьерикати и др. Вместе с тем общая композиция здания воспринимается как вполне оригинальная, более того, как проникнутая чисто английским духом. Детали скомпонованы уверенно и чисты по профилировке (здание было реставрировано в 1829 г. арх. Джоном Соуном, рис. 26).

Проект Банкетинг-Хауса не отделим от другого, выполненного Иниго Джонсом проекта — Уайтхолла, одного из наиболее грандиозных дворцов, когда-либо проектированных в Европе. Этот комплекс зданий, задуманный Иниго Джонсом вскоре после окончания Банкетинг-Хауса и включающий это последнее здание, уже переходил границы собственно жилища короля и имел в известной мере значение общественного здания. Он был спроектирован Иниго Джонсом около 1638 г. (две последующие серии проекта были разработаны его учеником Джоном Уэббом, 1647—1648 и 1661—1665) и был расположен вокруг шести квадратных и одного круглого дворов. Изданные Колином Кэмпбеллом и Кентом чертежи проекта послужили азбукой для английских палладианцев и чрезвычайно способствовали развитию английского классицизма.

Значительное место среди общественных зданий Англии XVII в. занимают школы и колледжи.

Архитектура Англии: Нортсэнтшир. Бёртон-Латимер-Скул, 1622 г.
Рис. 27. Нортсэнтшир. Бёртон-Латимер-Скул, 1622 г.

В сельской местности или в небольших городах возводились школы, подобные Бёртон-Латимер-Скул (1622, рис. 27) сохранившейся в Нортсэнтшире. Это — прямоугольный одноэтажный небольшого размера блок с центральным входом на продольном фасаде, украшенным высоким фронтоном, с пинаклями по его сторонам. Гладкие торцовые стены переходят в щипцы, на вершине которых возвышаются дымовые трубы, включенные здесь в общую композицию фасада. Четыре высоких окна продольного фасада подняты к свесу крыши. Дверь обрамлена порталом с двумя упрощенными дорическими пилястрами, поддерживающими антаблемент. Над порталом в гладкой белокаменной стене круглый барельеф. Обращает на себя внимание сочетание различных фактур: стены из грубого плитняка, гладко тесаного портального звена и черепичной, высоко поднятой крыши.

Школа в Шрюсбёри, возведенная в 1627—1630 гг. на основе здания конца XVI в., значительно более претенциозна. В верхнем ее этаже размещалась библиотека, ниже этажом проходила галерея, заимствованная у жилых зданий этой эпохи, но здесь, разумеется, весьма необходимая, как рекреационный зал; в нижнем этаже с его высоко поднятыми окнами располагался школьный зал.

В колледжах Оксфорда и Кэмбриджа велось тогда обширное строительство. Однако классицизм, пропагандированный Иниго Джонсом, находил себе применение лишь в строительстве, связанном с придворными кругами. Здесь же еще широко применялись формы готической архитектуры в несколько странной смеси с формами североевропейского Ронессанса, большей частью с фламандскими чертами. С конца XVI в. в Кэмбридже, а с начала XVII в. и в Оксфорде начинается строительство колледжей в виде каре вокруг прямоугольного школьного двора, так называемых «куэдрэнглей». Каре прерывалось лишь парадными воротами — главным архитектурным акцентом всей композиции.

В Оксфорде построены были в 1632—1636 гг. ворота Кэнтбёри-Куэдрэнгля Сент-Джонс-Колледжа с вполне развитыми формами североевропейского Ренессанса (арх. Броун, резчик Джон Джексон, скульптура Гюбера Лесёра).

Архитектура Англии: Оксфорд. Куинс-Колледж. Сауте-Куэдрэнгль, 1709—1734 гг., Хоуксмор Архитектура Англии: Оксфорд. Рэдклифская библиотека, 1739— 1749 гг., Д. Гиббс
Рис. 28. Оксфорд. Куинс-Колледж. Сауте-Куэдрэнгль, 1709—1734 гг., Хоуксмор Рис. 29. Оксфорд. Рэдклифская библиотека, 1739— 1749 гг., Д. Гиббс

Хоуксмор предложил проект перестройки Оксфорда и Кэмбриджа по единой схеме. Но ему удалось построить лишь комплекс Куинс-Колледжа в Оксфорде (Саутс-Куэдрэнгль, 1709—1734, рис. 28) и некоторые другие постройки. Задуманное им в проекте перестройки Оксфорда здание Рэдклифской библиотеки было позднее выстроено по проекту одного из наиболее талантливых архитекторов английского классицизма XVIII в. Джеймса Гиббса (1682—1754) в 1739—1749 гг. Это одно из лучших зданий в обоих английских колледжах и, вообще, один из шедевров английской архитектуры XVIII в. (рис. 29). Другим примером является библиотека Тринити-Колледжа в Кембридже (1676—1684), построенная Кристофером Реном.

В колледжах строились тогда не только учебные здания или библиотеки, но и залы торжественных собраний, вроде Шелдонского театра в Оксфорде (1662—1663), построенного Реном, или Сената в Кэмбридже (Д. Гиббс, 1722—1730). Особенности неоклассицизма сказывались в более поздних постройках колледжей, вроде библиотеки Ориель-Колледжа в Оксфорде (1788, Джеймс Уайэт).

Одним из последних зданий этого рода, возведенных с подчеркнутым размахом, явилась постройка Высшей школы в Эдинбурге (1825, арх. Томас Хамильтон), отвечающая тенденциям неоклассицизма второй стадии.

Архитектура Англии: Лондон. Гринвичский госпиталь, 1698—1729 гг., К. Рен, Н. Хоуксмор и Д. Вэнбру. Общий вид
Рис. 30. Лондон. Гринвичский госпиталь, 1698—1729 гг., К. Рен, Н. Хоуксмор и Д. Вэнбру. Общий вид и генплан
Архитектура Англии: Лондон. Гринвичский госпиталь, 1698—1729 гг., К. Рен, Н. Хоуксмор и Д. Вэнбру. Генплан

Строительство богаделен (или, как их тогда называли, госпиталей) приобрело широкий размах. Бесспорно, наиболее значительным из них был Гринвичский госпиталь в Лондоне. Рен ограничился постановкой за Кинг-Чарльз-Блоком двух поперечных корпусов, из которых левый был выстроен только в конце XVIII в. На этих корпусах он возвел два стройных купола (на часовне — слева и на холле — справа), а в глубине двора по направлению к Куинс-Хаусу поставил две колоннады (1704—1716), которые, суживая пространство, ориентировали перспективу на это здание. Хоуксмор, Вэнбру и другие архитекторы довершили строительство ансамбля (рис. 30).

Строились, разумеется, и другие госпитали. В частности, Рен возвел еще довольно значительный комплекс зданий в спроектированном им Королевском госпитале в Челси (1682—1689) и т. д.

Королевская биржа в Лондоне не раз перестраивалась. В 1671 г. арх. Джерман построил грандиозное здание, внутри которого был двор с лоджией, а вход украшала трехъярусная башня над воротами с пышным коринфским ордером. Открытая лоджия была помещена на этот раз и с наружной стороны здания, вполне отвечавшего общим особенностям стиля данного периода. Королевская биржа в Дублине, построенная уже в конце XVIII в. (1769—1779), с ее шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном, и высоким куполом над зданием, расчлененным коринфскими пилястрами, представляла собой продукт законченного зрелого классицизма (арх. Томас Кули, рис. 31, 2).

Таможни известны в Англии уже с XVII в. Таможня, выстроенная в Лондоне Кристофером Реном (1669), представляла собой П-образное здание с тремя ризалитами в его средней части, из которых средний был перекрыт треугольным фронтоном, а боковые — сегментовидными. Здание было двухэтажным. По фасаду в каждом этаже шли колоннады с проходом за ними. Современная ей таможня в Кингс-Линне, в графстве Норфолк (1683) — почти квадратная в плане. Часть ее первого этажа также свободна для прохода, а на верхней террасе пирамидальной крыши с пинаклями по углам возвышалась трехъярусная башня, завершенная обелиском.

Архитектура Ирландии: Дублин. 1 — здание Четырех коллегий, 1776—1796 гг., Д. Гэндон Архитектура Ирландии: Дублин. 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг. Т. Кули
Рис. 31. Дублин. 1 — здание Четырех коллегий, 1776—1796 гг., Д. Гэндон; 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг. Т. Кули
Архитектура Ирландии: Дублин. 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг. Т. Кули Архитектура Англии: Лондон. Английский банк. Кабинет директора, Д. Соун
Рис. 32. Дублин. Таможня, 1781—1791 гг., Д. Гэндон Рис. 33. Лондон. Английский банк. Кабинет директора, Д. Соун

Таможня в Дублине (1781—1791), построенная выдающимся представителем английского классицизма Джеймсом Гэндоном (1743—1823), была расположена на берегу реки. Это величественное здание в стиле высокого классицизма с тремя ризалитами было увенчано башней с высоким куполом (рис. 32). Тема боковых ризалитов повторена в среднем, подчеркивающем значение центральной оси здания. Он имеет выступ в средней части, оформленной четырьмя колоннами и фронтоном.

В XVIII в. появляется новый тип общественных зданий — банк. Английский банк, выстроенный в Лондоне Джорджем Сэмпсоном (1732—1734), представляет собой трехэтажное здание, композиция которого развивает мотивы городского жилого дома классицизма. Однако подчеркнутость центрального входа и общая система пропорций с дополнительным акцентом на средней оси фасада придают ему несколько суровый характер, отвечающий служебному назначению постройки. Интересны интерьеры (1792—1793, арх. Соун) фондового отдела банка, в которых проявились в столь ранний период отчетливые особенности неоклассицизма второй стадии с некоторым даже привкусом модернизма (рис. 33). Еще больше это чувствуется в интерьерах Соуна в отделе дивидендов банка (1818—1823).

Новым типом общественных зданий являются также здания правительственных учреждений. В 60-х годах XVIII в. возникла идея объединить значительное число правительственных учреждений в одном здании. Спустя 10 лет проект был поручен крупнейшему архитектору того периода Уильяму Чэмберсу, основателю Английской королевской академии.


Уильям Чэмберс родился в 1726 г. в Гётеборге в семье шотландского купца, которая вскоре переехала в Англию. Получив коммерческое образование, Чэмберс в 20-летнем возрасте уехал с поручением отца в Индию и Китай, где увлекся своеобразием китайских и индийских построек и делал постоянные их зарисовки. Через два года он твердо решил посвятить себя архитектуре и поехал сначала в Париж, где учился у Клериссо, а затем в Италию, где рисовал античные здания и постройки Ренессанса.


В 1755 г. Чэмберс вернулся в Англию и, получив благодаря покровительству лорда Бюта доступ в поместье принца Уэльского в Кью, занялся планировкой этих знаменитых садов.

Чэмберс был одним из основателей английских пейзажных парков, издал ряд книг, посвященных архитектуре и парковому искусству, и оказал немалое влияние на дальнейшее развитие архитектуры классицизма не только в самой Англии.

Архитектура Англии: Лондон. Сомерсет-Хаус, 1776—1786 гг., У. Чемберс
Рис. 34. Лондон. Сомерсет-Хаус, 1776—1786 гг., У. Чемберс

Грандиозное здание правительственных учреждений, которое начал Чэмберс в 1776 г., заняло место древнего Сомерсет-Хауса в Лондоне и получило его наименование. Оно состояло из ряда корпусов, размещенных вокруг одного большого и двух малых дворов, и выходило одним из своих фасадов на Стрэнд, а другим на Темзу (рис. 34). Фасад со стороны Стрэнда, во всяком случае в его средней части, как бы продолжал тему английского банка, но в значительно более развитом варианте, выполненном блестящим знатоком архитектурных форм классицизма. Интересно решен главный двор, в котором в центре каждого из фасадов размещен небольшой, четырехколонный в антах коринфский портик на массивных аркадах цокольного этажа, а по сторонам — ризалиты, варьирующие тему фасада, выходящего на Стрэнд, но без аркад внизу. Участки фасадов между ризалитами решены по контрасту с ними сдержанно и играют роль фона. Архитектура просторного двора может служить блестящим образцом высокого классицизма.

Еще более эффектен фасад на Темзу. Вытянувшийся вдоль берега, свободный от излишнего декора, он имеет средний и два боковых ризалита. Средний узкий ризалит на уровне двух верхних этажей обогащен лоджией за четырьмя колоннами, над которыми на аттике возвышается фронтон, а за ним над центром корпуса — небольшой купол. Боковые ризалиты довольно широкие и отделаны богаче. В их центре расположены четырехколонные портики с лоджией. Портики увенчаны фронтонами, прорезающими аттик с балюстрадой. Эти портики возвышаются над аркой, перекинутой через канал, раньше соединявшийся с Темзой. Архитектор здесь свободно владеет приемами классицизма и уверенно создает уравновешенную и изящную композицию, не имеющую аналогий в предшествовавшей архитектуре.

Бесспорно, значительно монументальнее здание Четырех коллегий, построенное в те же годы (1776—1796) в Дублине Джеймсом Гэндоном (см. рис. 31, 1). Здесь на кубическом центральном корпусе с его шестиколонным коринфским портиком, с фронтоном, увенчанным статуями, возвышается грандиозный плоский купол на барабане, окруженном колоннадой. Аффектированное звучание центральной части усиливается простотой моделировки совершенно гладких боковых корпусов. В здании Королевских институций в Манчестере (Чарльз Бэрри» 1824—1835) варьируется тема античных греческих построек. Теперешнее использование здания (Художественный музей) бесспорно отвечает общему характеру постройки. Сходные темы неоклассицизма варьировались в архитектуре и других правительственных зданий, например в Главном почтамте в Лондоне, построенном Робертом Смёрк в 1824—1829 гг. Несколько более претенциозное здание было возведено в 1739 г. для ирландского парламента. Его отличали ионическая колоннада и далеко вперед выступающие крылья, ряд статуй на балюстраде и аттиках и торжественный купольный зал, тоже окруженный ионической колоннадой.

Глухие стены Ньюгейтской тюрьмы в Лондоне (1769) дали повод Джорджу Дэнсу Младшему создать мрачную, но интересную неоклассическую композицию.

Архитектура Англии: Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг., Д. Уайэт, интерьер
Рис. 35. Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг., Д. Уайэт, интерьер и план
Архитектура Англии: Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг., Д. Уайэт, план
Архитектура Англии: Лондон. Британский музей, 1823 г., Р. Смёрк Архитектура Англии: Лондон. Театр Ковент-Гарден, 1808—1809 гг., Р. Смёрк
Рис. 36. Лондон. Британский музей, 1823 г., Р. Смёрк Рис. 37. Лондон. Театр Ковент-Гарден, 1808—1809 гг., Р. Смёрк

Наконец, в тот период начали строиться общественные банкетные залы и клубы. В 1770 г. Джеймс Уайэт спроектировал и построил такой банкетный зал «Пантеон» на Оксфорд-Стрит в Лондоне (рис. 35). План его грандиозен: зал 17X17 м сливался с апсидами по его торцам и сквозь прозрачные колоннады соединялся с пространством окружавших его галерей. К залу, перекрытому куполом, примыкал ряд парадных помещений. Клубы, вроде Клуба путешественников в Лондоне (1829, арх. Чарльз Бэрри), обычно решались довольно просто с оттенком интимности в интерьерах и вместе с тем относительной сухости исполнения в трактовке архитектурных форм, свойственной поздней фазе неоклассицизма.

Театральные здания и музеи появились в период неоклассицизма (рис. 36). Относительно меньшая необходимость в дневном освещении театров позволяла авторам широко и свободно использовать возможности стиля. Таков театр Ковент-Гарден в Лондоне с его мощным дорическим портиком и суровой гладью стен (рис. 37), построенный Робертом Смёрк (1808—1809).


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)