Парижские отели в период правления Людовика XIV
В богатых жилых домах придворной знати, а также финансовых верхов увеличивается количество комнат, усложняется планировка. В этот период возникает несколько вариантов планировки особняков по типу дома между двором и садом. В ряде владений планировка асимметрична, двор и сад располагаются с одной стороны, а жилые и хозяйственные постройки — с другой. Таковы отели Парижа: Эзелен — Л. Лево (рис. 47, 1), дома на ул. Клери (рис. 47, 2) и Жуж Консюль — Жана Рише, отели Амело-де-Бецей — Д. Готтара (рис. 48,1), Монморенси — Жака Моро (рис. 47,5). Примером симметричного решения является отель Жаба — Л. Брюана. Но, как правило, при асимметричном плане выдерживается симметрия в фасаде, часто создаваемая искусственными приемами. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др.), в планах нет четкой взаимосвязи частей. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове — Антуана Ленотра, рис. 48,2) получают полное разрешение в работах Ж. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.
В изысканных отелях Эзелен, Ламбер (рис. 49, 1, 2, 3, 4), Амело и Лувуа сильно разрастается комплекс хозяйственного двора, который стараются изолировать от парадного двора. Отель Ламбер во многом отходит от традиционной схемы дома между двором и садом благодаря остроумному использованию углового участка, с полным разделением хозяйственных и парадных частей дома. Интерьеры отеля Ламбер, сохранившиеся до наших дней, дают представление об организации внутреннего пространства и убранстве жилых помещений конца XVII в., существенно отличных от отелей рококо начала XVIII в. Салоны Любви и Мира, галерея, торжественные и величественные, лишены уюта рокайльных жилых интерьеров домов знати. В отелях этого периода увеличивается количество комнат для прислуги, которая отделяется от хозяев (отель Лион — Л. Лево), и вводится коридорная система. Появляются передняя, большая комната, спальня, кабинет, гардеробная, к ним примыкает ряд комнат, имеющих самостоятельные входы. Парадные входы часто располагаются с угла: дом на ул. Клери (рис. 47, 2), дом на ул. Жуж Консюль. Впервые в замке Фонтенбло и в отеле Бове появляются ванные комнаты, гораздо позднее возникают уборные. До наших дней дошли великолепные интерьеры отелей Франции этого периода. Лучшие из них: кабинет Муэ отеля Ламбер, парадные комнаты и салоны отеля Лозен.
Повсеместно в городах продолжают строиться дома для сдачи в наем как частными лицами, так и монастырями; одновременно сдаются в наем и отели. Для жилых домов провинции, особенно юга, характерна большая простота, в фасадах — четкое выделение междуэтажных тяг часто в сочетании с богатым скульптурным входом. В этом плане интересны отели Галян, Варвен, Шатален, Гелл ад в Авиньоне архитектора Миньяра.
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий