Конструкции и формы в архитектуре Франции XVII-XVIII вв.
Главы «Конструкции», «Важнейшие декоративные элементы», «Методы построения пропорций» раздела «Архитектура Франции XVII - XVIII вв» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Начиная с XVII в., строительные приемы, вплоть до деталей, почти совпадают с приемами современной практики; поэтому мы при анализе их ограничимся самыми общими замечаниями.
Конструкции
Общие приемы выполнения. — В XVII в. окончательно отказываются от прекрасного обычая заблаговременной отески лицевой поверхности камней до их укладки; подравнивание же их на месте ведет к нарушению кладки и создает противоречия между внешней формой и качеством конструкции, слишком часто встречающиеся в новейшей архитектуре Франции.
Своды. — Система сводчатой конструкции претерпевает изменения, которые далеко не свидетельствуют об ее усовершенствовании. В арках, в наружной их части, начинает преобладать такая кладка, где каждый камень перевязан с остальными. В результате создается такая негибкая конструкция, что малейшая осадка ведет к образованию трещин.
Что касается крестовых сводов, то здесь система нервюр решительно оставлена; применяется дорогостоящая кладка с перевязью, которую считают более монументальной, а клинчатым камням на ребрах свода придают сложные очертания, что делает их ломкими.
В качестве опорных элементов лишь в исключительных случаях прибегают к вынесенным наружу контрфорсам: по примеру римлян предпочитают внутренние опоры, подобные тем, какие поставлены Саломоном де Броссом в зале дворца Правосудия. В церквах аркбутаны, которые в готических сооружениях устраивались изолированно, обычно заменяются контрфорсами, массивными, опирающимися на подпружные арки бокового нефа (рис. 442, S).
Однако традиции аркбутана никогда не предавались забвению. Так, в Версальской капелле (рис. 442, V) своды центрального нефа поддерживаются арками, на которых возведены массивные контрфорсы; аркбутаны имеют форму ползучей арки, контрфорсы же очерчиваются по обратной к ней кривой. Даже в Пантеоне существуют аркбутаны.
Рис. 442 | |
Рис. 443 |
Крыши. — В области стропильных перекрытий тенденция к плоским крышам, которые так мало соответствуют климату Франции, выявляется лишь к концу XVII в.; до этого времени придерживаются крутых крыш ренессанса.
К середине XVII в. появляются ломаные крыши, так называемые мансарды, с плоским верхом и крутыми скатами по бокам. Такие крыши обладают всеми неудобствами плоских крыш, а также неприятной тяжеловесностью, и это вреднее решение, несомненно, было продиктовано стремлением срезать верхушку крутой крыши с целью уменьшения ее чрезмерной высоты.
Ломаные крыши, как и плоские, совершенно не допускали применения обычных висячих стропил. Поэтому именно с того момента, как они появляются, прекращается строительство крыш без стропильных ферм, которое было в ходу в течение всей эпохи ренессанса; начиная с XVII в., крыша всегда конструируется из стропильных ферм, где обрешетка поддерживается прогонами.
Крыши в виде куполов на квадратном плане получают распространение на некоторое время, начиная с Лемерсье при Людовике XIII и кончая царствованием Людовика XV. Кровли XVII в. редко бывают снабжены водосточными желобами, — вплоть до обстройки Вандомской площади (около 1680 г.) дождевым водам обычно предоставлялся непосредственный сток с кровли.
Столярные работы. — Окна с каменными переплетами, которые были распространены в эпоху ренессанса, уступают место окнам с простыми деревянными коробками; застекление их при помощи свинцовых оправ заменяется вставкой мелких квадратиков стекла в фальцы деревянных рам. Всеобщее распространение получает устройство затворов в виде «волчьего зева» с отливами на нижних брусках.
Что касается дверей, то при Генрихе IV и Людовике XIII их продолжают делать с мелкими филенками. Дверные створки в то время представляют собой остов из толстых досок, сопряженных в полдерева и образующих решетку, просветы которой заполняются тонкими досками; рис. 443, М показывает способ их прикрепления. При Людовике XIV этот вид створок выходит из употребления, и переходят к большим дверным полотнам с большими филенками (N).
Паркеты приходят на смену плиточным полам только в царствование Генриха IV. Балконы и подоконники, украшенные железными решетками, появляются только в XVII в.
Важнейшие декоративные элементы
Ордера. — Основные мотивы архитектура продолжает черпать из ордеров. В XVII и XVIII вв. это не более, как варианты на тему, окончательно установленную сочинениями Пал-ладио и особенно Виньолы. Выразительность заключается не в общих очертаниях ордера, но в его декоративных деталях. Так, например, около 1680 г. Лебрэн убежден, что создал «французский» ордер, решив заменить детали античных капителей и антаблементов орнаментами, в которых фигурируют эмблемы Людовика XIV — лилия и солнце.
Внутреннее убранство. — В эпоху ренессанса элементы внутренних украшений вытекали из самой конструкции: либо оставляли открытыми балки потолочных настилов, либо прибегали к системе кессонов, которая давала представление об общей конструкции. XVII в. резко порывает с этой традицией: отныне потолки декорируются массивными карнизами, образующими выкружки, орнаментами лепной работы из штукатурки или золоченого гипса; на стенах — панели из дерева или мрамора. Детали А, В, С (рис. 444) показывают последовательные изменения профилей по эпохам. А — тяжелая профилировка, применявшаяся в эпоху Людовика XIII; В — профилировка облегченного рисунка времен Людовика XIV; С — сухая профилировка конца XVIII в.
Профиль карниза Р принадлежит архитектуре XVII в., профиль S относится к XVIII в. Начиная с эпохи Генриха IV и до начала царствования Людовика XIV, части потолков и панелей обычно украшаются крупными рисунками, выходящими из масштаба (апартаменты Анны Австрийской в Лувре, галерея во дворце Мазарини).
При Людовике XIV эти преувеличения сглаживаются, но вскоре украшения столько же теряют в правильности, сколько выигрывают в точности пропорций. Два произведения Лебрэна позволяют проследить изменения во вкусах, происшедшие в течение последней трети XVII в.: галерея Аполлона в Лувре и Зеркальная галерея в Версале. Галерея Аполлона относится к моменту, когда исчезает тяжеловесность (1670 г.), в Зеркальной галерее нарушено чувство меры (1680 г.).
Как на образец украшений, относящихся к эпохе Регентства, можно указать на Золотую галерею в Тулузском дворце (Французский банк), сооруженную Р. де Коттом; здесь основной рисунок сохраняет свою чистоту, но перегружен деталями в стиле рококо. К 1740 г. эти своевольные детали нагромождаются до такой степени, что заглушают архитектурные линии (апартаменты во дворце Субиз). В последние годы царствования Людовика XV увлечение, вызванное этого рода украшениями, проходит; при Людовике XVI орнаментация сводится к угловатой профилировке и гирляндам.
Камины сохраняют до середины царствования Людовика XIV свой монументальный вид, свои громадные колпаки, украшенные скульптурой; камины с мраморными наличниками и с зеркалами появляются не ранее эпохи Людовика XV.
Лестницы до XVI в. были обычно винтовые; начиная с XVII в., они представляют собой прямые марши, прерываемые широкими площадками и огражденные либо балюстрадами, либо перилами из кованого железа (Версаль, Мэзон, Палэ Ройяль, Монетный двор, театр в Бордо). Во всех этих украшениях цвет играет второстепенную роль; в качестве примеров настоящей архитектурной полихромии едва можно назвать несколько зал в Версале и галерею Аполлона. При Людовике XV применяется почти исключительно позолота на белом фоне, и довольствуются тем, что на потолках и стенах помещают аллегорические сюжеты.
Рис. 444 | |
Рис. 445 |
Методы построения пропорций
Любопытно отметить, что наряду со всеми этими фантазиями удержался принцип модульности, и ему французская архитектура обязана той общей гармонией, которую она сохранила даже во времена своего упадка. Архитектурные композиции продолжают оставаться ритмическими произведениями, с простыми, по существу, пропорциями; сочинения знаменитого архитектора Фр. Блонделя доказывают это.
В качестве характерного примера мы приводим на рис. 445 соотношение размеров, положенное Блонделем, как он сам подтверждает, в основу его превосходной композиции ворот Сен-Дени.
Добавить комментарий