США

Архитектура США колониального периода (XVII в. — 1776 г.)

Поселения первых колонистов — выходцев из Европы — на территории США имели поначалу ряд общих черт: как правило, они представляли собой несколько десятков случайно разбросанных примитивных жилищ и укрепленную территорию — форт. Так, например, форт Джемс в колонии Виргиния представлял собой территорию, имеющую форму равнобедренного треугольника площадью около 11000 м², огражденную мощными бревнами с блокхаузами по углам, на которой размещались в два ряда три с половиной десятка домов, церковь и амбары. Поселения развивались быстро и по-своему в разных колониях, Так, например, в колониях Новой Англии развивались небольшие компактные поселения. Последнее было связано с тем, что специальным распоряжением пуританских властей было запрещено строить дома дальше, чем на расстоянии 800 м от молитвенного дома, так называемого «митингхауза». Вследствие этого, по мере того как население увеличивалось и возникала потребность в новых домах, часть населения откалывалась и создавала новое поселение вокруг нового митингхауза.

Архитектура США первых лет независимости (1776 г. — первая половина XIX в.)

Победа в войне за независимость и превращение английских колоний в самостоятельное государство имело существенное значение не только для развития архитектуры. В первую очередь это вызвало огромный подъем национального самосознания и вместе с тем и творческий подъем. Поскольку война за независимость носила характер буржуазной революции, молодая республика находилась в течение некоторого времени под властью демократических идей, которые, кстати, привлекли немало выдающихся деятелей, в том числе и архитекторов из Европы, главным образом из Франции. Большое влияние на архитектуру оказал и небывалый экономический подъем, а также возникшая необходимость в строительстве федеральной столицы и целого ряда административных и правительственных зданий. Чувство национального самосознания находит свое непосредственное выражение в стремлении архитекторов освободиться от влияния Англии, бывшей в течение сотни лет законодателем архитектуры США. Так, происходит обращение от догматизма английской транскрипции итальянского ренессанса и палладианства к самостоятельному восприятию архитектуры античности. Обращение к античной архитектуре и через нее к демократическим идеалам, способствовавшее в ряде случаев созданию гуманистических образов, характерно для творчества Томаса Джефферсона (1743—1826) — одного из выдающихся деятелей американской революции, третьего президента США (1797—1801), одновременно архитектора-любителя.