Джулиано да Сангалло

Самым ярким выразителем архитектурных тенденций второй половины XV в. был Джулиано да Сангалло — архитектор, скульптор и инженер.


Джулиано да Сангалло (1445—1516 гг.) родился в семье Франческо Джамберто во Флоренции. Учился (по-видимому, вместе с братом Антонио да Сангалло Старшим) резьбе по дереву, работал во Флоренции, Риме, Милане, Неаполе, Перудже и многих других городах Италии, а также в Южной Франции. Был главным инженером во Флоренции (1497 г.) и главным архитектором строительства собора св. Петра в Риме (1514 г.). С 1503 г. — член цеха каменщиков и плотников. Работал вместе с Антонио да Сангалло (старшим и младшим), с Кронакой и Б. д’Аньоло. Основные постройки: вилла Поджо а Кайяно (1480—1485 гг.); церковь Мадонна делле Карчери в Прато (1485—1491 гг.); во Флоренции — монастырь августинцев (начат в 1488 г.), сакристия церкви Сан Спирито (1488—1492 гг.) совместно с Кронакой, палаццо Гонди (1490—1494 гг.), собственный дом (теперь палаццо Панчатики Хименес, 1490—1498 гг.), двор и фасад церкви Маддалена де’Пацци (начат в 1492 г.), палаццо Строцци (1489—1505 г.) совместно с Б. да Майано и Кронакой; купол церкви в Лорето (1490—1500 гг.).

Участвовал в возведении фортификационных сооружений в Валь д’Эльза (1479 г.), Сарцане (1483—1488 гг.), Борго Сан Сеполькро, Кортоне, Ареццо, Пизе и Ливорно. (1509—1512 гг.). Основные архитектурные проекты и модели: модель дворца в Неаполе (1488 г.); модель палаццо Строцци (1489—1490 гг.); модель дворца Лодовико Моро в Милане (1492 г.); модель дворца для Карла VIII (1494—1496 гг.); модель галереи купола собора во Флоренции с Баччо д’Аньоло; проект Сапиенцы в Сиене (1492 г.); проект дворца Медичи на пьяцца Навона в Риме (1513 г.); шесть вариантов проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1515—1516 гг.); проект собора св. Петра в Риме (1467—1472 гг.).


Обобщая поиски своих предшественников, Джулиано да Сангалло явился одним из первых создателей целостной центрической постройки.

Небольшая церковь Мадонна делле Карчери в Прато имеет в плане форму равностороннего греческого креста, ветви которого покрыты цилиндрическими сводами, а средокрестие — зонтичным куполом на парусах с распалубками и прорезанными в них круглыми окнами (рис. 42, 43). Аналогичная капелле Пацци система купола на парусах дополнена невысоким барабаном между подпружными арками парусов и основанием купола. В этой постройке Сангалло 
сочетает крестовокупольную систему, впервые примененную Альберти в церкви Сант Андреа в Мантуе, с нервюрной системой зонтичного купола Брунеллеско. Это позволяет ему еще более облегчить опоры и сделать стены здания предельно тонкими.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Джулиано да Сангалло. 1 — Прато. Церковь Мадонна делле Карчери, 1485—1491 гг.; 2— Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито, 1488—1492 гг.
Рис.42. Джулиано да Сангалло. 1 — Прато. Церковь Мадонна делле Карчери, 1485—1491 гг.; 2— Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито, 1488—1492 гг.
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Общий вид Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Интерьер
Рис.43. Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Общий вид, интерьер

Повышение купола при помощи барабана сделано с учетом восприятия его наружного объема и силуэта при довольно сильном выступе боковых ветвей. Внутри измельченные формы балюстрады кругового обхода в основании барабана подчеркивают мощь крупных подпружных арок, упругую легкость нервюр и распалубок купола, глубину и масштаб подкупольного пространства. Вынос балюстрады сделан с учетом зрительной корректировки высоты барабана, при которой основание купола кажется поставленным на паруса.

Интерьер церкви, основанный на сочетании ордерного каркаса со сводчатой системой, — монументальный вариант центрических интерьеров Брунеллеско, близок им своим ясным покоем (рис. 43).

Объемная композиция и фасады органично связаны со структурой и членениями интерьера.

Образующие равнофасадную центрическую композицию четкие прямоугольные объемы ветвей креста расчленены по высоте на две неравные части, соответствующие членению интерьера на нижний ордерный ярус и цилиндрический свод.

Ордер пилястр в обоих ярусах, членящих объем по золотому сечению, выполнен, как и в постройках проторенессанса, в той же фактуре, что и инкрустированная мраморная стена.

Соединение архитектурных традиций мастеров раннего кватроченто с тенденциями нового времени характерно и для других построек Джулиано да Сангалло. Такова, например, сакристия церкви Сан Спирито во Флоренции — интересное центрическое восьмигранное сооружение, увенчанное зонтичным куполом, в котором вертикальные полукруглые распалубки (как и в церкви в Прато) погашают распор, нагружая подкупольнос кольцо (рис. 42, 44).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито
Рис.44. Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито

Сакристия, в создании которой участвовал и Кронака, также восходит к образцам Брунеллеско, но ее план с нишами по углам — самостоятельный шаг в освоении многообразных возможностей центрических композиций; вестибюль сакристии с приставными колонками и цилиндрическим кессонированным сводом свидетельствует об изучении памятников античного Рима. Римские реминисценции и стремление не нарушать ордерных канонов сближают Джулиано да Сангалло с Альберти.

Палаццо Гонди во Флоренции повторяет в основном типичную композицию более ранних флорентийских дворцов, а в фасаде — выполненную несколько ранее самим Джулиано да Сангалло модель палаццо Строцци. К особенностям плана нужно отнести открытую парадную лестницу под галереями внутреннего дворика, связывающую его со вторым — главным этажом (рис. 46). Частые оконные проемы с широкими сильно профилированными наличниками и сложным рисунком клинчатых архивольтов над ними образуют широкие орнаментальные пояса во всю ширину фасада. Тектоническое изменение рельефа и характера руста по этажам оживляет поверхность фасада; варьируется глубина рельефа камней, составляющих орнаментальный узор на стыках клиньев архивольтов с горизонтальными рядами кладки.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи, 1480—1485 гг., Джулиано да Сангалло
Рис.45. Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи, 1480—1485 гг., Джулиано да Сангалло
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Планы, разрез, фрагмент фасада
Рис.46. Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Общий вид и двор, планы, разрез, фрагмент фасада
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Общий вид Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Двор
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Поджо а Кайяно. Вилла Медичи. Фреска XVII в.
Рис.47. Поджо а Кайяно. Вилла Медичи. Фреска XVII в.
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Поджо а Кайяно. Вилла. Зал
Рис.48. Поджо а Кайяно. Вилла. Зал

Вилла в Поджо а Кайяно завершает развитие типа загородной усадьбы богатого флорентийского горожанина XV в. и знаменует сложение нового типа загородной резиденции богатого вельможи. Этот тип большого загородного дворца с окружающим его обширным садом (рис. 45, 47), задуманный для Лоренцо Медичи, был в XVI в. развит в великолепных загородных дворцах римской духовной и светской знати.

В основу плана виллы положен правильный квадрат, предопределивший статичную, компактную форму объема здания. Нижний этаж, предназначенный для хозяйственных помещений и прислуги, как и в древнеримских виллах, образует мощный стилобат для двух верхних этажей, окруженных широкой террасой, — обходом, покоящимся на тяжелых арочных субструкциях. Второй этаж со входной лоджией, вестибюлем и залом для торжественных приемов, гостиными, приемным кабинетом хозяина и служебными помещениями — главный парадный этаж виллы. Приподнятая над землей, обширная терраса связывает парадные помещения с окружающей природой. Широкие одномаршевые лестницы ведут к входной лоджии. Жилые помещения для владельца, его семьи и гостей находятся на третьем этаже.

Композиционным центром здания является большой двухсветный зал во втором этаже с богато украшенным резными кессонами сводом и выполненными знаменитыми художниками сплошными росписями расчлененных коринфскими пилястрами стен, с пышным орнаментальным убранством, с блеском позолоты и дорогими отделочными материалами (рис. 48).

Центрический принцип композиции удачно сочетается с анфиладным построением основных помещений. Великолепная анфилада уравновешивается пространством главного зала, развитым в поперечном направлении примыкающими к нему справа и слева световыми карманами между гостиными, открытыми на террасы, выходящие в сад. Органичное сочетание этих двух принципов композиции интерьера, встречаемое и в древнеримских термах, результат изучения античных памятников, многочисленные зарисовки которых имеются в альбоме Джулиано да Сангалло.

Здание монументально, но не грузно. Этому способствует редкая разбивка оконных проемов, гладкая фактура стены, скромный венчающий карниз и общая компактность сооружения. Входная лоджия с высоким фронтоном является в архитектуре Возрождения первым случаем применения в портике ионического ордера.

В творчестве Джулиано да Сангалло, которого можно считать последним из мастеров кватроченто, сливаются два наиболее значительных направления зодчества, созданных Брунеллеско и Альберти. 

Вне Тосканы влияние ее новой архитектуры своеобразно сочеталось с местными, а часто и с североитальянскими традициями. В Умбрии это заметно в таких работах Агостино ди Дуччо (1418 — после 1481 г.), как украшенный резьбой и терракотой фасад маленькой оратории Сан Бернардино и городские ворота Сан Пьетро в Перудже. Гораздо важнее проникновение новых архитектурных идей из Тосканы в Марки.

Прочные экономические и культурные связи итальянской области Марки * с североитальянскими областями (Венеция) и побережьем Адриатики в значительной степени объясняют своеобразное развитие ее зодчества и участие славянских мастеров — выходцев из Далмации — в создании ее лучших архитектурных памятников. Одним из первых таких мастеров был строитель собора в Шибенике Юрий Далматинец, получивший в Италии местное имя — Джорджо да Себенико (Георгий из Шибеника).

* Восточноитальянская область Марки граничила на севере и западе с Эмилией, Тосканой и Умбрией, на юге — с Романьей, на востоке она простиралась до Адриатического моря. В XV в. там были владения урбинских графов Монтефельтро и ветви миланской династии Сфорца, которой принадлежал Пезаро. Крупным портом на Адриатическом побережье была Анкона, вольный город, поддерживавший постоянную торговлю с расположенными на противоположном, славянском, берегу Адриатического моря городами Далмации: Сплитом, Шибеником, Задаром и Дубровником.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)