Кронака (Симоне Поллайоло)

Среди архитекторов, работавших во Флоренции во второй половине кватроченто, заметное место занимает Кронака.


Кронака (Симоне Поллайоло, 1457—1508 гг.) с 1475 г. до середины 1480-х годов изучал античность в Риме, затем возвратился во Флоренцию. Архитектурные работы: палаццо Строцци (двор и карниз), палаццо Гваданьи (1503—1506 гг.), церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.) во Флоренции и др.


Наиболее крупное его произведение — палаццо Гваданьи (рис. 38,41). Асимметричный план обусловлен стесненным участком и использованием частей существовавшей постройки, как можно заключить по различной толщине стен здания. Тем не менее Кронака добился общей композиционной четкости при разнообразии интерьеров. Ему удалось сохранить традиционные элементы городского дворца: небольшой двор с лоджиями, парадный въезд и приемные помещения, примыкающие ко двору. Из входного вестибюля в верхние этажи ведет одномаршевая парадная лестница. Четвертый этаж со стороны главного фасада занимает большая открытая лоджия. Каменная кладка стены главного фасада изображена посредством сграффито и инкрустированного рельефа (возможно, что на применение расписного архитектурного декора Кронаку натолкнули аналогичные росписи интерьеров древнеримских памятников). Поверхность фасада превращена как бы в огромное живописное полотно: рельефны только междуэтажные тяги, имитирующие кладку, наличники окон и архивольты. Иллюзорность заставила зодчего ввести изобразительно тектонические элементы, например широкие рустованные столбы по углам фасада. Они обработаны врезанными в углы тоненькими трехчетвертными колонками, а рустованные оконные наличники имеют килевидное арочное завершение.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: 1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др.; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
Рис.37. 1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др.; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция: 1 — палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Рис.38. Флоренция: 1 — палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Гваданьи
Рис.41. Флоренция. Палаццо Гваданьи

После Джулиано да Майано с его фасадом палаццо Спаннокки в Сиене Кронака в своем палаццо Гваданьи сделал следующий шаг вперед по пути создания декоративно-тектонической системы дворцового фасада.

Более строгим и сдержанным, но основанным на том же принципе изобразительности произведением Кронаки (авторство Кронаки документально не подтверждено) является церковь Сан Сальваторе аль Монте во Флоренции (рис. 37). Плоско крытая, вытянутая в плане церковь, лишенная трансепта, но снабженная сводчатыми боковыми капеллами и квадратным хором, восходит к типу однонефных церквей, аналогичных Сант Андреа в Мантуе, только без купола. Ниши, оконный и дверной проемы с их обрамлением образуют систему композиционных пятен, оживляющих поверхность аскетически гладких стен фасада.

Классическая в своей основе ордерная композиция интерьера и фасадов базилики, их строгость и сдержанность не могут, однако, уничтожить общего впечатления некоторой абстрактности и декоративной условности. Это сказывается в отношении мастера к стене, как к отвлеченной геометрической поверхности, не имеющей определенной тектонической структуры; архитектурные элементы и детали не то опираются на нее (наличники окон), не то свободно висят на ее поверхности, подобно картинам.

Кронака обладал развитым чувством архитектурного ритма, пропорций, цвета и старался сблизить архитектурные и живописные средства художественной выразительности. В обработке плоскости фасадной стены он увидел новые возможности создания живописного эффекта — сложных линейных ритмов, контрастов геометрически четких поверхностей. Покрывающие их изображения неизменно заключаются мастером в рамки пластических, чисто архитектурных форм, которые облегчают восприятие основных членений.

В творчестве Кронаки сильнее и ярче всего сказалось развитие декоративных тенденций позднего кватроченто. Созданная Брунеллеско и его современниками архитектурная система утратила в творчестве Кронаки реалистический архитектурный образ, переродилась в комплекс декоративно-изобразительных средств.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)