Швеция

Архитектура Швеции эпохи Возрождения

Кальмарская уния тяготила шведов, не желавших признавать власти датских королей. Недовольство вылилось в восстание, возглавленное представителем старого дворянского рода Густавом Вазой. В 1523 г. уния была расторгнута, и Густав Ваза был провозглашен шведским королем Густавом I (1523—1560 гг.). Главной целью, поставленной новым королем, было укрепление центральной власти и обеспечение господства на Балтике. Введенная в стране Реформация помогла осуществлению первой цели: секуляризация собственности духовенства обогатила казну, церковные земли перешли к государству и частично к дворянам, что привлекло их на сторону короля. Для достижения второй цели строился флот, заключались торговые договоры с европейскими государствами, велись войны с Данией и Московским государством. Политику Густава I успешно продолжали его сыновья Эрик XIV, Иоганн III и Карл IX, правившие Швецией до начала XVII в. Окончательному достижению обеих целей препятствовали, однако, общая отсталость страны, постоянные войны и внутренние раздоры — сыновья Густава I ожесточенно враждовали между собой. Только к середине XVII в. Швеция, расширив свои границы, стала мировой державой. За девять десятилетий, протекших с провозглашения Густава Вазы шведским королем до конца правления его третьего сына Карла IX (1604—1611 гг.), в Швеции было выстроено немного. Тем не менее за этот период в архитектуре сложился своеобразный национальный стиль, получивший название «Ваза-ренессанс».

Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в.

С середины XVII в. и до 1718 г. значительно укрепилась власть шведских королей и возросла политическая и экономическая роль Швеции. Этот период был ознаменован расцветом шведской архитектуры. Дворянство, вернувшееся из военных походов с тягой к роскоши и богатству, стало не только усиленно отстраивать свои загородные имения, но и строить особняки в столице в связи с централизацией управления страной.  Развитие шведской архитектуры XVII в. по художественным признакам можно классифицировать следующим образом. С 1600 г. до середины столетия преобладало воздействие традиций немецкого и голландского Ренессанса. С 1637 г., т. е. со времени приезда в Швецию французского архитектора Симона де Ля Вале (ум. 1642), и до 60—70-х годов XVII в. получает развитие искусство, идущее от классицизма Франции Людовика XIV и голландского палладианства. Начиная с 1650 г. в архитектуре Швеции становится довольно заметным влияние римского барокко, сохранившееся до первых десятилетий XVIII в. В этот период шведское зодчество достигает вершины своего развития. Эту периодизацию следует принимать весьма условно, ибо для творчества шведских архитекторов и работающих в XVII—XVIII вв. в Швеции иностранных зодчих характерно то, что на основе опыта барокко и классицизма других европейских стран они создавали самобытные произведения, отмеченные, традиционными чертами шведской архитектуры, — ясностью и простотой объемов зданий, строгостью ритма и сдержанностью орнаментовки.