Архитектура Испании второй четверти XVI — начала XVII вв.

Превращение Испании в мировую державу совпадает по времени с периодом расцвета платереско. Однако на рубеже первой и второй четвертей XVI в. в Испании появился ряд сооружений, свидетельствующих о новой стадии в развитии этого стиля.

Наиболее значительным из этих сооружений был дворец Карла V в Гранаде (рис. 19). Со времени завершения реконкисты знаменитый дворцовый комплекс арабских властителей — гранадская Альгамбра — стал излюбленной резиденцией испанских королей. Карл V, оценив красоту одного из наиболее живописных мест Испании, решил построить обширный и величественный дворец в непосредственной близости от Альгамбры. Проектирование дворца было поручено Педро Мачуке — живописцу и архитектору. Точные биографические данные о нем отсутствуют, известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме. Постройкой дворца Мачука руководил до самой смерти. После него работу продолжал его сын Луис, умерший в 1572 г. Преемником последнего, в свою очередь, был Хуан де Ареа. Строительство дворца с длительными перерывами тянулось до 1635 г., затем работы были прекращены, и постройка так и осталась незавершенной.

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Фрагмент фасада, план 1-го этажа
Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Общий вид Рис.19. Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Общий вид, фрагмент фасада, план 1-го этажа, портал входа, колоннада круглого двора
Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Портал входа Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Колоннада круглого двора

Дворец Карла V представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 м. Главный вход находится на северо-западной стороне здания. В центре каждой из остальных сторон — дополнительные входы. Северо-восточный угол занят восьмиугольной в плане часовней. По периметру здания анфиладой расположены дворцовые помещения. Дворец Карла V вдвинут в комплекс старинного арабского дворца без какой бы то ни было попытки превратить это соседство в единый художественный организм.

Композиция дворца была навеяна идеалами центрического сооружения, которые владели помыслами зодчих римской архитектурной школы со времен проекта собора св. Петра и Темпьетто Браманте. Парадный круглый двор — основное композиционное ядро всего сооружения. Он предназначался для турниров и поединков, для боя быков и вызывает ассоциации с ареной древнеримского цирка.

Фасады здания расчленены пилястрами на два яруса. Каменная кладка (за исключением порталов) подчеркнута рустовкой. Композиция центрального ризалита с порталом ближе к масштабам римской триумфальной арки, нежели к масштабам входа в жилое, пусть даже дворцовое, здание. Скульптурные рельефы на фасаде выполнены Николо да Корте, Хуаном де Ареа, Андреа де Окампо, Антонио де Леваль и др.

Фасады дворца, в которых последовательно развита тектоническая тема двухъярусного ордера, очень далеки от свободных живописных импровизаций платереско. 

В произведении Мачуки объемно-пространственный замысел, членения фасада, разработка деталей и характер скульптурных украшений объединены в цельный художественный организм. Двухъярусной колоннаде внутреннего двора соответствует ритм двухъярусных пилястр на фасаде. Центральный ризалит не прерывает этого ритма, а, напротив, усложняет и обогащает его. На юго-западной стороне здания центральное звено украшено красивым мотивом тройного венецианского окна. Выделение центра усилено скульптурными барельефами. Их размещение подчиняется главной архитектурной теме двухъярусного ордера. Поэтому, несмотря на все свое богатство, скульптурный декор не конкурирует с архитектурными членениями. Углы здания подчеркнуты дополнительными колоннами.

Дворец Карла V отличается от построек платереско новизной планового приема, широким применением ордера, как целостной композиционной системы, и ясным пониманием его тектонического смысла, что характерно для зрелого стиля Возрождения.

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Собор, Диего де Силоэ. Фрагмент алтарной части храма, нач. 1525 г. Архитектура Испании эпохи Возрождения: Гранада. Собор, Диего де Силоэ. План, нач. 1525 г.
Рис.20. Гранада. Собор, Диего де Силоэ. План и фрагмент алтарной части храма, нач. 1525 г.

Новые архитектурные тенденции отразились также и в культовом строительстве, например, в композиции огромного собора Гранады (рис. 20). Строительство было начато на том месте, где во времена арабского владычества помещалась главная мечеть города. В 1506—1517 гг. на этом участке известным мастером платереско — Энрике де Эгас была сооружена часовня, предназначенная быть усыпальницей католических королей. Составление проекта собора и руководство постройкой были первоначально поручены тому же архитектору. В 1523 г. состоялась закладка фундаментов. Энрике де Эгас повторил в своем проекте плановую схему толедского собора — пять продольных нефов с трансептом, двойной деамбулаторий, охватывающий полукругом пространство алтаря, открытое в сторону трансепта. По истечении двух лет, в 1525 г., капитул собора решил отстранить Энрике де Эгас от руководства постройкой. Вместо него был приглашен бургосский архитектор Диего де Силоэ (сын знаменитого мастера платереско Хиля де Силоэ, автора королевской гробницы в церкви Мирафлорес).

Изменения, внесенные в первоначальный проект новым руководителем работ, не так уж значительны, но очень симптоматичны для новых тенденций. Де Силоэ, не трогая разбивки столбов нефов, сосредоточил свое внимание на композиции алтарной части, создав в плане ротонду, с большим мастерством вписанную в схему деамбулатория. Это центральное ядро увенчано куполом. Средний пролет между несущими купол колоннами выделен по ширине и совпадает с осью арки, открытой в сторону трансепта. Даже при наличии уже выполненных фундаментов Диего де Силоэ удалось ввести в традиционную готическую схему храма характерную для Возрождения центричность. В остальном Силоэ ограничился изменением обработки столбов нефов. Столбы были им заменены пучком из четырех троекратно раскрепованных колонн коринфского ордера, с пьедесталом и антаблементом. Большая высота столбов заставила ввести над антаблементом дополнительный пучок плоских, коротких пилястр. Эти столбы поддерживают обычные крестовые своды со звездообразным расположением нервюр.

Диего де Силоэ умер в 1563 г. Строительство собора затянулось. Фасад был выполнен по проекту известного художника эпохи барокко Алонсо Кано. Полностью здание было закончено лишь в 1703 г.

Возрождению на новой основе композиционных приемов античной архитектуры в немалой степени способствовали теоретические сочинения, в частности книга Диего Сагреда «Сущность античной архитектуры», напечатанная в 1526 г., и работы крупного испанского зодчего Франсиско Вильяльпанда, переведшего также на испанский язык трактат Серлио.

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Толедо. Госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэро, начат в 1541 г. Бартоломео Бюстаманте. Дворик госпиталя
Рис.21. Толедо. Госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэро, начат в 1541 г. Бартоломео Бюстаманте. Дворик госпиталя

Одним из наиболее зрелых произведений испанского Возрождения является госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэро в Толедо (рис. 21), иначе называемый госпиталем Тавера, по имени его основателя, архиепископа Хуана де Тавера. Постройка госпиталя, начатая с 1541 г. по проекту Бартоломео Бюстаманте, затянулась до конца XVI в. После Бюстаманте, оставившего постройку в 1549 г., в строительстве принимал участие ряд зодчих. В сооружении госпитальной церкви в частности участвовал Хернан Гонсалес де Лара. Во второй половине XVI в. руководство строительством перешло к отцу и сыну Вергара.

По первоначальному плану все помещения больницы группировались вокруг четырех внутренних дворов. Преемники Бюстаманте, изменив проект, ограничились только двумя патио. Общие палаты для больных вытянуты двумя обширными длинными залами вдоль одной из сторон прямоугольного участка, занятого больничным комплексом. С внутренней стороны к этим палатам примыкает узкий коридор. Отделения для тяжелых больных, аптека и комната для обслуживающего персонала размещены в другом продольном и поперечном корпусах. В центре всей композиции поставлена церковь, имеющая в плане форму удлиненного латинского креста и перекрытая в центре куполом. Церковь связана со всеми внутренними помещениями. Кроме того, открытая двухъярусная галерея соединяет ее с главным входом. Эта галерея рассекает внутреннее пространство передней половины госпитального комплекса на два сообщающихся друг с другом открытых дворика.

Гармоничные пропорции, чистота архитектурных форм и эффект ажурной галереи на фоне пространства смежных дворов позволяют патио госпиталя Тавера выдерживать сравнение с прославленными дворами Флоренции, Генуи и Рима.

Крупнейшим сооружением царствования Филиппа II был Эскориал (рис. 22—26) — дворец и монастырь, возведенный по повелению и при активном участии Филиппа II. После битвы при Сан-Квентино (1557 г.), закончившейся разгромом французских войск, Филипп II поклялся выстроить монастырь, посвященный святому Лаврентию, — испанцу по рождению. Впоследствии Филипп II несколько расширил первоначальный замысел и предпринял строительство гигантского комплекса, в котором монастырские помещения сочетались с гробницей монархов Габсбургской династии и с личной королевской резиденцией.

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Дворец-монастырь. Юго-западный фасад, план, храм евангелистов, восточный фасад дворика королей
Рис.22. Эскориал. Дворец-монастырь. Юго-западный фасад, план, храм евангелистов, восточный фасад дворика королей
Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Дворец-монастырь, 1563—1584 гг. Хуан Баутиста де Толедо и Хуан де Эррера

Рис.23. Эскориал. Дворец-монастырь, 1563—1584 гг. Хуан Баутиста де Толедо и Хуан де Эррера

Рис.24. Эскориал. Дворец-монастырь. Южный фасад

Рис.25. Эскориал. Дворец-монастырь. Дворец королей

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Дворец-монастырь. Южный фасад Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Дворец-монастырь. Дворец королей
Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Дворец-монастырь; 2 — Вальядолид. Собор. Проект Хуана де Эрреры
Рис.26. 1 — Эскориал. Дворец-монастырь; 2 — Вальядолид. Собор. Проект Хуана де Эрреры

Исполнителем этого замысла и автором проекта стал архитектор, философ и математик Хуан Баутиста де Толедо, учившийся в Риме и Неаполе у прославленных мастеров итальянского Возрождения и участвовавший в постройке собора св. Петра в Риме под руководством Микеланджело. Этот талантливый испанский мастер был известен также сооружением укрепленного замка Сан-Эразмо и главным образом прокладкой в Неаполе новой улицы, пересекающей старые кварталы города. В 1559 г. Хуан Баутиста де Толедо по распоряжению Филиппа был вызван в Испанию. Здесь он работал на перестройке дворца Аранхуэс близ Мадрида. Ему принадлежит также сооружение церкви Эль-реаль де Мансанарес, сильно измененной позднейшими добавлениями.

После долгих и тщательных поисков подходящего места для постройки здоровый климат, близость от Мадрида, обилие воды и строительного камня побудили комиссию остановить свой выбор на одном из участков Мадридского плоскогорья, у подножья южного склона горного хребта Сьерра Гуадаррама, вблизи селения Эль Эскориал (этим названием местность была обязана грудам шлака из старинных копей — по-испански el escoria).

Закладка первого камня сооружения, сопровождавшаяся торжественным церемониалом, состоялась в апреле 1563 г., а в мае 1567 г. Хуан Баутиста де Толедо умер. Его преемником был назначен Хуан де Эррера, которому удалось целиком построить одно из величайших сооружений Испании.

В разработке грандиозного архитектурного комплекса Эррера отошел от привычных и в совершенстве освоенных испанскими строителями готических и мавританских конструкций. В Эскориале решительно и последовательно применена новая система перекрытий — цилиндрические своды на полукруглых подпружных арках и сферический купол (в храме), покоящийся на пандативах.

Строительство Эскориала в основном было окончено в 1584 г.

Генеральный план Эскориала очень прост и компактен (рис. 22). С запада и юга к нему примыкают обширные, выложенные гранитными плитами площади, окаймленные невысокими каменными парапетами, кроме того, с южной и восточной сторон Эскориала разбиты парки. Весь сложный комплекс дворца-монастыря вписан в огромный прямоугольник (206х161 м) с выступом на восточной стороне, где расположены королевские апартаменты. Апартаменты короля, храм и центральный двор размещены по главной оси сооружения. Храм является центром всей объемно-пространственной композиции (рис. 23). Его ориентация с запада на восток определяет положение главной оси и главного входа всего сооружения. Поперечная ось с севера на юг членит весь план на отдельные части. В юго-западном и северо-западном углах они дополнительно расчленены крестообразными в плане корпусами, образующими небольшие квадратные дворики. В правой, юго-западной части находятся помещения монастыря, в левой и северо- западной — помещения коллехии и семинарии.

К востоку от поперечной оси справа от собора находится большой внутренний двор, окруженный галереей, объединяющей помещения сакристии и залов капитула, слева — помещения для королевской свиты.

Главный вход на западной стороне здания ведет в открытый центральный двор — так называемый дворик королей (patio de los Reyes). Из-под затемненных сводов открытого входного вестибюля раскрывается вид на главный фасад собора. Боковые стены, ограничивающие внутреннее пространство двора, очень просты — спокойный ритм плоских двухъярусных пилястр ведет глаз зрителя в глубь двора, к выразительному и монументальному фасаду собора. Дорические колонны тяжелого портика завершены высокими постаментами (с фигурами древнеиудейских царей).

Нефы храма, перекрытые цилиндрическими сводами, образуют форму греческого равноконечного креста. На оси среднего нефа размещена главная капелла, пол которой значительно приподнят над общим уровнем пола храма. Четыре столба средокрестия несут барабан купола. Переход от квадрата к кругу выполнен при помощи парусов. Сферический свод со слегка повышенной стрелой подъема увенчан фонарем.

Узкая обходная галерея опоясывает храм по периметру наружных стен. Она примыкает к главной капелле и непосредственно связана с помещениями дворца. Пользуясь ею, король в сопровождении высших чинов ордена и приближенных мог присутствовать в любой части храма, не смешиваясь с толпой богомольцев.

У наружной стены правого бокового нефа устроены две лестницы — одна наверх, в апартаменты короля, другая — вниз, в фамильный склеп — октогональное помещение под главной капеллой, в котором в стенных нишах стоят мраморные саркофаги.

Помимо собора, наиболее интересной частью архитектурного комплекса Эскориала является большой квадратный двор-клуатр справа от храма, со всех четырех сторон огражденный двухъярусной галереей. В центре двора, засаженного подстриженной зеленью, стоит маленький храм. Внешнее очертание его стен образует октогон, внутреннее пространство в плане образует равноконечный крест. Направление ветвей креста подчеркивают расположенные по диагонали бассейны. На четырех фасадах храма — портики строгого дорического ордера. Промежуточные плоскости обработаны нишами, в которых стоят фигуры евангелистов, изваянные из белого генуэзского мрамора Хуаном Батиста Монегро. Храм увенчан сферическим куполом, на котором плоским рельефом выделены ребра и панели. В архитектурном образе храма и в его масштабности сказалось влияние Тёмльетто Браманте. Однако в усложненности деталей и профилировки, в сложных раскреповках фасадов, в очертаниях силуэта завершающей башенки и сложности его пространственной композиции заметны новые барочные тенденции.

Общая экспозиция Эскориала отличается ясностью, четкостью плановой схемы, постепенным нарастанием силуэта к центру, мощной пластикой и уверенным господством величественного купола собора над всем сложным комплексом дворца-монастыря.

Эскориал поражает своим грандиозным масштабом даже на фоне мощных отрогов Сьерра Гуадаррамы. Впечатление величия и мощи создается огромными размерами сооружения, лаконизмом членений и сопоставлением крупных и мелких форм. Своеобразие общего облика Эскориала усиливают его высокие шиферные крыши — отзвук фландрских строительных приемов.

Многие элементы в композиции Эскориала предвосхищают эпоху барокко. Несмотря на аскетизм архитектуры этого сооружения, ее роднит с произведениями барокко динамичность силуэта с нарастанием масс к центру и резким смещением главного композиционного ядра — большого собора — с геометрического центра и, кроме того, характер башен, центральный портик, напоминающий фасад церкви Иль Джезу в Риме, разработка храма Евангелистов и т. д. Образ Эскориала далек от спокойствия, ясности и оптимистичности, свойственных произведениям Возрождения.

Рис.27. Севилья. Биржа, 1583—1598гг. Хуан де Эррера. Общий вид Архитектура Испании эпохи Возрождения: Севилья. Биржа, 1583—1598гг. Хуан де Эррера. Двор
Рис.27. Севилья. Биржа, 1583—1598гг. Хуан де Эррера. Общий вид, план, фрагмент галереи двора, двор
Архитектура Испании эпохи Возрождения: Севилья. Биржа, 1583—1598гг. Хуан де Эррера. План, фрагмент галереи двора

Архитектурная деятельность Эрреры, связанная в подавляющем большинстве случаев с выполнением заказов королевского двора, протекала главным образом в Кастилии. Эррера является автором проекта биржи в Севилье, 1583—1598 гг. (рис. 27). Эррера создал в этом городе оживленной морской торговли, удаленном от влияния королевского двора, реалистическое и жизнеутверждающее произведение, созвучное гуманистической культуре зрелого Возрождения. Составив проект, Эррера передал его осуществление Хуану де Минхарес.

Центральным ядром квадратного в плане здания биржи является открытый внутренний двор. Его аркады имеют два яруса полуколонн — дорических внизу, ионических вверху. Хорошие пропорции двора и членений галереи, сочные, тонко прорисованные профили ордеров и арок делают двор биржи в Севилье одним из лучших произведений зрелого Возрождения в Испании.

Вокруг Эрреры возникла целая плеяда учеников и последователей, пользовавшихся поддержкой не только двора, но и близкой ко двору влиятельной аристократии. Многие частные дворцы, ратуши и церкви того времени с их гладкими суровыми стенами, расчлененными вертикалями плоских пилястр, с крытыми шифером башнями, увенчанными высокими пирамидальными шпилями, носят на себе явственные следы воздействия архитектуры Эскориала.

Не только влияние Эскориала лежит в основе глубокого изменения характера испанской архитектуры во второй половине XV    в. Декоративное изобилие платереско не соответствовало подчеркнутой религиозности и чопорному этикету, которые широко распространились в среде испанской аристократии (особенно кастильской). Архитекторы того периода усиленно искали новых средств выразительности, новых композиционных приемов, более строгих и сдержанных форм. Величавая строгость античной архитектуры, закономерность ее композиционных построений представлялись теперь наиболее созвучными новым идеологическим требованиям. Среди архитекторов проявлялся усиленный интерес не только к изучению римских сооружений, но и к теоретическим основам античной архитектуры.

На смену непринужденной живописности и орнаментальной импровизации приходят новые художественные идеалы — строгость симметричных построений, выразительность больших стенных массивов, тектоничность ордера. Постепенно начинает устанавливаться система архитектурных канонов. В творчестве, прежде столь непосредственном, появился налет академичности. Изменился и характер конструкции. Нервюрные крестовые своды были вытеснены цилиндрическими, исчезли мавританские перекрытия на перекрещивающихся арках, мавританские наборные деревянные потолки сменились балочными. Все это стало характерными особенностями последней фазы развития испанского Возрождения.

Архитектура Испании эпохи Возрождения: Эскориал. Галерея выздоравливающих. Франсиско де Мора
Рис.28. Эскориал. Галерея выздоравливающих. Франсиско де Мора

К числу лучших произведений школы Эрреры относятся так называемая галерея для выздоравливающих, построенная вблизи Эскориала Франсиско де Мора (рис. 28), и госпиталь в Медине дель Кампо, построенный Хуаном де Толоза.

В архитектуре галереи для выздоравливающих Франсиско де Мора удалось преодолеть влияние Эскориала. Приветливый и ясный облик, навеянный художественными идеалами Высокого Возрождения, резко контрастирует с угрюмым аскетизмом дворца-монастыря. Небольшое сооружение отличается высоким мастерством и подлинным артистизмом.

Центральным ядром госпиталя в Медине дель Кампо служит открытый двор, окруженный двухъярусной аркадой. К двум смежным его сторонам прилегают палаты; в остальных двух корпусах — подсобные помещения, комнаты обслуживающего персонала и церковь. Главный фасад подкупает простотой, выразительностью и хорошими пропорциями. Асимметричный план сочетается со строго симметричным фасадом.

Антонио де Сегура, участник строительства Эскориала, руководивший работами в Аранхуэсе и с 1591 г. — постройкой Алькасара в Мадриде, Хуан де Ареа и Мартин Вергара, пользовавшиеся большой популярностью в Толедо и Саламанке, Гаспар Ордоньес, Диего де Алькантара, Бартоломео Руис и ряд других мастеров дополняли группу последователей Эрреры, сильную не столько выдающимися талантами, сколько общностью художественных принципов.

Школа Эрреры была ведущим архитектурным направлением второй половины XVI в. Однако в южных провинциях, в частности в Андалусии, продолжали жить некоторые традиции мавританской архитектуры и платереско.

Развитие архитектуры Возрождения в Испании шло своими путями, связанными с историческим и социально-экономическим развитием страны. Разобщенность испанских провинций и влияние традиций народного зодчества обусловили региональное многообразие архитектуры раннего Возрождения и породили особую его разновидность, не имеющую аналогий в других странах, архитектуру платереско с ее свободными и живописными композиционными приемами и необычайной декоративной насыщенностью. Платереско — наиболее яркая и самобытная фаза развития испанского Возрождения. Следующий период — зрелое Возрождение, хотя и имеет ряд первоклассных сооружений, сопровождался утратой национального своеобразия. Поздняя стадия протекала в крайне неблагоприятной для гуманистической культуры обстановке, что и определило ограниченность круга сооружений конца XVI в., которые можно безоговорочно отнести к произведениям Возрождения.


Глава «Архитектура Испании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Ю.Ю. Савицкий. Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)