Архитектура Венеции эпохи Раннего и Высокого Возрождения (1420—1520 гг.)

Новые тенденции в архитектуре Венеции проявились только в последней четверти XV в. До этого времени она находилась под влиянием средневековых строительных традиций городов северного побережья Адриатики (Падуя и др.), Византии и в большой мере Востока. Поэтому первые три четверти XV в. в Венеции получили широко распространенное название «венецианской готики», тогда как последняя четверть этого века обычно именуется «ранним венецианским Возрождением». Границы между этими периодами не всегда четко определены (ср. рис. 4, 6, 7.).

Венеция была крупнейшим торговым посредником между Западом и Востоком, что способствовало быстрому экономическому расцвету и политической самостоятельности этой торгово-аристократической республики и обусловило установление прочных культурных связей с рядом стран Ближнего и Среднего Востока. Этими особенностями развития Венеции вызвано появление в ее архитектуре в XI—XIV вв. различных типов культовых зданий: пятикупольного, центрического, базиликального и других.

Немалую роль в сложении характерных черт венецианской архитектуры сыграли природные условия — строительство было возможным только на островах или в мелководных частях лагуны, где возводили сооружения на сваях. Это получило выражение не только в легком облике зданий, строившихся преимущественно из кирпича, но и в городском плане, характеризующемся отсутствием регулярности, узостью улиц, функции которых в основном перешли к каналам, и 
необычайной теснотой застройки (рис. 1, 2). Жилые дома стояли вплотную по сторонам каналов, и открытый характер их фасадов с лоджиями и частыми окнами определялся островным положением города, защищенного морем.

Венеция
Рис.1. Венеция
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Каналы Венеции Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Каналы Венеции
Рис.2. Каналы Венеции

Своеобразный быт города, с его оживленной морской торговлей, ремесленным производством, любовью к роскоши и празднествам, отразился на типах зданий и общем характере архитектуры. Венеция отличалась открытым, жизнерадостным обликом зданий, широким применением декора и полихромии, ювелирной отделкой деталей.

Проникновение идей Возрождения в венецианское зодчество совпадает по времени с крупными колониальными завоеваниями Венеции, с приобретением ею ряда италийских территорий и с укреплением связей на материке. Ломбардские цеховые мастера и архитекторы, работавшие в XV в. в Венеции, были активными проводниками нового направления.

В XV в. реконструировали многие здания, по-новому решали вопросы планировки жилых домов, подновляли фасады, порой даже облицовывали их вновь.

Наличием в Венеции огромной армии портовых грузчиков, матросов и ремесленников объясняется строительство таких своеобразных типов жилых зданий, как блокированные дома, дома с поэтажным квартирным заселением и лавками в первом этаже, дома-общежития.

Блокированные жилые дома и общежития строились (начиная с XII в.) на средства республики, благотворительных обществ и частных граждан, заинтересованных в квалифицированных ремесленниках и опытных моряках. Как показывает изучение сохранившихся построек, основным типом является двух- или трехэтажный дом, сблокированный из одинаковых жилых секций, имеющих самостоятельные входы с улицы и внутреннюю лестницу. Квартира помещалась обычно в двух этажах: в первом — кухня, кладовая и общая комната (столовая), во втором — две-три спальных комнаты (рис. 3).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция: 1 — блокированные дома на калле Сарасин; 2 — палацетто на улице Гарибальди; 3 — блокированные дома на калле деи Прети (а — спальня; б — кухня); 4 — блокированные дома на салидцаде ди Сан Лио (нижние три этажа, построенные в XV в.)
Рис.3. Венеция: 1 — блокированные дома на калле Сарасин; 2 — палацетто на улице Гарибальди; 3 — блокированные дома на калле деи Прети (а — спальня; б — кухня); 4 — блокированные дома на салидцаде ди Сан Лио (нижние три этажа, построенные в XV в.)

В верхнем этаже трехэтажного дома располагали чаще всего самостоятельные квартиры с обособленными лестницами. Дома-общежития для иностранных моряков венецианского флота и дома для престарелых имели аналогичную этажность и планировку, но состояли из одинаковых по размеру комнат с каминами и имели общую лестницу. В первых этажах таких зданий, как и в подобных сооружениях Франции, Англии и других стран, часто помещались в это время лавки и ремесленные мастерские.

Дома имели значительную протяженность и обычно складывались в группы трех типов: два поставленных рядом корпуса с узким двором между ними и с фасадами, обращенными к каналам; четыре корпуса с квадратным двором в центре, имеющим выход к каналу; пять корпусов — внутри прямоугольного двора, образованного четырьмя корпусами, поперечно поставлен пятый.

Выразительность гладких фасадов, лишенных тяг или украшений, достигается сложной асимметрией оконных проемов, образующих иногда в каждом этаже свой ритмический строй. Живописно расположенные и различные по форме проемы чередуются с четким рядом выведенных на фасады каминных труб и входов в секции дома. 

Многие детали напоминают о раннем формировании блокированных домов. Таковы сдвоенные арочные окна с колонной посередине и высоко поднятые, забранные решетками квадратные окна первых этажей (в домах без лавок). К этому типу зданий относятся блокированные дома по улицам деи Прети (район Кастелло), Сарацинской, на салидцаде (набережной) ди Сан Лио и др.

Встречается также тип жилого дома с лавками в нижнем этаже и таким расположением лестниц, которое указывает на поэтажное квартирное расселение его обитателей и возможную сдачу внаем отдельных этажей-квартир. Таков, например, жилой дом по улице Гарибальди (рис. 3). В его плане принят типичный для многих венецианских палаццо принцип расположения помещений вокруг большого зала-гостиной с оконными проемами, выходящими на главный фасад. Каждый этаж имеет наружный вход с самостоятельной лестницей. В композиции фасада здания третий этаж, принадлежавший, видимо, хозяину дома, выделен традиционными для Венеции большими арочными проемами окон, фланкированными глухими плоскостями стен и более тщательной обработкой наличников. Второй этаж и мезонин имеют меньшую высоту и более скромную обработку. В нижнем этаже — лавки.

В облике здания, членениях фасада и архитектурной обработке проступает более сложная, чем в тосканских палаццо, структура внутреннего пространства и четко дифференцированное назначение отдельных этажей дома, утратившего черты феодального жилища.

На фоне этих скромных зданий, составлявших основную застройку города, выделялись своим великолепием мраморные дворцы венецианской знати.

Отличительной чертой дворцов патрициев и богатых купцов, как, впрочем, и всей венецианской архитектуры XV в., включая церкви, скуолы (скуолы — здания для разного рода общественных собраний, строившиеся на средства благотворительных объединений), государственные здания и торговые склады, является декоративность, живописное разнообразие форм, полихромность, обилие дорогих отделочных материалов (мрамора, смальты, позолоты) и богатое орнаментальное убранство. Расположенные в лучших благоустроенных частях города, обращенные к морю или на главную магистраль Венеции — Большой канал, эти сооружения были свидетельством экономического могущества республики. Дворцы, как и другие здания, почти всегда строились из кирпича и лишь отделывались дорогими материалами, привозимыми из Греции, Малой Азии и Византии. Многие дворцы, как и более скромные жилые дома, покрывались цветной штукатуркой и оживлялись деталями другого цвета, часто мраморными.

Наиболее ярким примером венецианского дворцового зодчества первой половины XV в. является палаццо Ка д’Оро, построенное мастером Джованни Бон и его сыном Бартоломео.


В Венеции работала плеяда архитекторов и скульпторов Бон (или Буон). Джованни Бон (около 1360—1442 гг.) — сын архитектора и скульптора, работал вместе со своим сыном Бартоломео Боном Старшим (умер в 1464 г.; был, вероятно, учеником Моро Кодуччи) при постройке Ка д’Оро, двора и западного крыла палаццо Дожей. В 1434 г. ими был заключен контракт на сооружение Порта делла Карта — входа в палаццо Дожей, который Бартоломео достроил после смерти отца один. Бартоломео Бон упоминается в документах как участник строительства церкви Сан Дзаккариа (1463 г.).


Композиция дворца Ка д’Оро * отходит от традиционного типа итальянских городских дворцов XV в. Здание асимметрично. Нижний этаж, трактуемый в отличие от тосканских палаццо, как парадный, раскрыт в сторону канала глубокой пятипролетной лоджией (рис. 4). Она служит открытым вестибюлем и соединена длинным переходом с небольшим внутренним двориком.

* Здание является капитальной перестройкой (1421—1436 гг.) средневекового палаццо. Свое название — «Золотой дом» палаццо получило из-за позолоченной декоративной резьбы. Асимметричность фасада, возможно, объясняется незавершенностью первоначального замысла

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон
Рис.4. Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон

Основные помещения первого этажа объединены только этим переходом и лоджией. Таким образом, дворик, изолированный от наружных входов и помещений первого этажа, связанный с последующими этажами только открытой парадной лестницей, приобрел более интимное и самостоятельное значение, чем в тосканской архитектуре. В верхних этажах центральную часть здания, раскрытую на канал лоджиями, занимал большой приемный зал, окруженный жилыми комнатами.

Двухосевой фасад состоит из двух как бы самостоятельных частей: ажурной трехъярусной лоджии с легкими колоннадами, поддерживающими переплетающиеся многолопастные, стрельчатые и килевидные арки, и примыкающей к ней менее широкой части фасада в виде глухой гладкой стены с проемами по бокам. Стена и ажурная лоджия, в которой играют свет и тень, композиционно связаны общими горизонтальными членениями. Этот своеобразный прием соединения двух разнородных, но совершенно симметричных внутри себя частей, образующих единый фасад, встречается и в более поздних постройках (скуола Сан Марко и др.).

Декоративный характер готических форм фасада дворца Ка д’Оро подчеркивается тем, что колоннады и арки трактованы не столько как несущие элементы, сколько как заполнение прямоугольного проема лоджии, перекрытого архитравной балкой. В отличие от флорентийских палаццо здесь отсутствуют черты крепостной замкнутости, массивности и неприступности. Нарядный и живописный характер сообщает зданию желтоватая мраморная облицовка фасада с 
позолоченной орнаментацией. 

Палацетто Гуссони на рио делла Фава, приписываемое Пьетро Ломбардо и его школе — характерный пример венецианской планировки жилья. Неправильной формы земельный участок, стесненный другими строениями, имел лишь узкий проход на улицу, где, однако, строитель сумел создать максимально акцентированный парадный вход (рис. 5).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Палацетто Гуссони
Рис.5. Палацетто Гуссони

В других палаццо, где двор отсутствовал, входная лоджия или портал непосредственно вели в просторный вестибюль. Во втором и третьем этажах над ним обычно расположены парадные залы, вокруг которых группируются жилые и подсобные помещения. Залы открываются на главный фасад либо лоджиями, либо большими оконными проемами и выходами на балконы. Эта композиция присуща многим патрицианским дворцам на Большом канале.

В формировании новой венецианской архитектуры XV в. важную роль играло семейство Ломбардо во главе с Пьетро Ломбардо, и архитектор из Бергамо Моро Кодуччи.


Пьетро Ломбардо родился около 1435 г. в Кароне, на Луганском озере, умер в Венеции в 1515 г. Работал в Падуе, затем с 1474 г. в Венеции, где построил церковь Сан Джоббе, отделывал церковь деи Фрари и ограду скуолы Сан Джованни Еванджелиста. Одновременно он участвовал в строительстве и отделке церкви Санта Мария деи Мираколи, и скуолы Сан Марко. В 1499 г. назначен архитектором Дворца Дожей, где с сыновьями Туллио (1455—1532 гг.) и Антонио (ок. 1458—1516 гг.) выполнял отделку фасада, выходящего на канал. Кроме того, в Венеции им достраивалось палаццо Вендрамин-Калерджи, а в Падуе возведены палаццо Ольциньяни и гробница Ровелли в соборе Сан Рокко. Сочетание местных архитектурных традиций с новым направлением итальянского зодчества особенно наглядно проявилось в жилых постройках П. Ломбардо.


Архитектор Моро Мартино Кодуччи (Кодусси) (около 1440—1504 гг.) в документах именуется также Игретто из Бергамо. Предполагают, что он начал свою деятельность в Равенне, а с 60-х годов работал в Венеции. Первая постройка — церковь Сан Микеле ин Изоле (1468—1479 гг.), затем — кампанила церкви Сан Пьетро ин Кастелло (1482—1490 гг.) и церковь Сан Дзаккариа (1483—1500 гг.) в Венеции. В 1485—1495 гг. участвовал в строительстве скуолы Сан Марко (вместе с Пьетро Ломбардо, Джованни Боном и Бартоломео ди Доменико), где ему принадлежит завершение главного фасада, внутренняя лестница (теперь разрушена) и боковой фасад. Строил церковь Санта Мария Формоза (начата в 1497 г.), а также большую лестницу в скуоле Сан Джованни Еванджелиста. По стилистическим признакам ему приписывают часовую башню на площади Сан Марко (Торре дель Оролоджо, 1496 г.), дворец Вендрамин-Калерджи и проект здания Старых Прокураций, построенного Бартоломео Боном Младшим (1480—1514 гг.).


Одним из наиболее примечательных венецианских дворцов XV в. является палаццо Вендрамин-Калерджи.

Дворец начал строить архитектор Моро Кодуччи в 1481 г., определивший, видимо, общий характер сооружения, закончил П. Ломбардо около 1509 г. Тектоничность и сдержанность форм здания свидетельствует об авторстве Моро Кодуччи, так как сооружения П. Ломбардо очень декоративны (рис. 6, 7).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция: 1— палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481—1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
Рис.6. Венеция: 1— палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481—1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Палаццо Фоскари, первая половина XV в. Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Палаццо Дарио, с 1487 г.
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Палаццо Вендрамин-Калерджи Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Лестница палаццо Минелли, 1480 г.
Рис.7. Венеция. Вверху — палаццо Фоскари, первая половина XV в., палаццо Дарио, с 1487 г. (здание справа); внизу — палаццо Вендрамин-Калерджи, лестница палаццо Минелли, с 1480 г.

План палаццо Вендрамин-Калерджи со входной лоджией и вестибюлем в первом этаже, с парадными залами в верхних этажах, расположенными в центре здания и окруженными более мелкими помещениями, повторяет в основном уже сложившийся ранее тип венецианского дворца. Залы выделены на фасаде здания не лоджией, как в Ка д’Оро, а большими арочными проемами и балконами с балюстрадой.

Сочетая введенное Альберти поэтажное ордерное членение дворцового фасада с традиционными венецианскими лоджиями, строитель создал своеобразный тип дворцового фасада нового стиля.

Фасад решен как легкий ордерный каркас с первыми в Венеции трехчетвертными колоннами. В отличие от более ранних венецианских палаццо каркас использован здесь не как ажурная вставка в проемах лоджий, а как несущая система всего фасада со стеной-заполнением. Однако эта рациональная тектоническая система своей легкостью, игрой света и разнообразием форм вполне гармонирует с более ранними сооружениями Венеции.

Скуола Сан Марко на площади Санти Джованни э Паоло (1485—1495 гг.), перестроенная П. Ломбардо и М. Кодуччи, — одно из крупнейших сооружений этого типа (рис. 8, 9). Двухэтажное прямоугольное здание предназначалось для учебных целей, а также для приюта и больницы. В первом этаже оно имело большой парадный вестибюль, залы, комнаты для занятий и служебные помещения. В верхнем этаже — большой зал для приемов и другие более мелкие помещения, расположенные асимметрично по одной из длинных сторон зала, со своим входом в первом этаже. Это сказалось на асимметричной системе главного фасада, состоящего из двух симметричных частей — главной (вестибюль и залы наверху) и второстепенной (рабочие помещения и малые залы). Как и в Ка д’Оро, единство композиции достигается горизонтальными членениями и единообразием форм.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Скуола Сан Марко, 1485—1495 гг. Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Скуола Сан Марко. Портал главного входа
Рис.8. Венеция. Скуола Сан Марко, 1485—1495 гг. Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи Рис.9. Скуола Сан Марко. Портал главного входа

Ренессансные по характеру элементы и декор фасада, расчлененного двухъярусным ордером пилястр и увенчанного аттиком с типичными для Венеции полукруглыми завершениями, облицованного плитами и вставками зеленого, красного и белого мрамора, трактуются как живописная и нарядная одежда здания. Особого внимания заслуживает портал и две ниши по бокам, рельеф которых (включая львов) имеет лишь 12 см глубины. После установки конной статуи кондотьера Коллеони (Вероккио, 1481—1486 гг.) — площадь перед скуолой стала одним из лучших ансамблей Венеции.

Небольшая церковь Санта Мария деи Мираколи (1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо и его сыновья) является первым подлинным сооружением венецианского Возрождения. Это небольшое однонефное здание с квадратной алтарной частью, перекрытой куполом на парусах. На уровень поднятого хора, под которым расположена капелла, ведет широкая лестница. Неф, трактованный как большой парадный зал с богато инкрустированными разноцветным мрамором стенами, перекрыт легкими деревянными фермами с подвесным деревянным цилиндрическим потолком. 

Темный свод с расписными кессонами и светлые стены придают торжественность интерьеру, напоминающему залы венецианских дворцов.

Верный традициям венецианского зодчества П. Ломбардо в ясную композицию здания вносит элемент живописности — асимметрично поставленную колокольню (рис. 10-12).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи. Пьетро Ломбардо Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи
Рис.10. Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи. Пьетро Ломбардо Рис.11. Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция: Церковь Санта Мария деи Мираколи, 1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо. Задний фасад церкви Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Церковь Сан Дзаккария
Рис.12. Венеция: 1 — церковь Санта Мария деи Мираколи, 1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо. Задний фасад церкви; 2 — церковь Сан Дзаккария, 1483—1500 гг., Моро Кодуччи Рис.13. Венеция. Церковь Сан Дзаккария
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция: Церковь Санта Мария деи Мираколи, 1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо; церковь Сан Дзаккария, 1483—1500 гг., Моро Кодуччи

Фасады церкви, облицованные плитами белого, черного и красного мрамора, нарядны и красочны. Они поражают неожиданностью сопоставлений различных архитектурных форм, образующих ордерную декорацию. Ордерное расчленение фасадов на два яруса с коринфскими пилястрами в первом этаже и ионическими в верхнем, не соответствует единому, внутреннему пространству здания, а также принятой последовательности в сочетании ордеров. К нарушениям тектонической логики можно отнести также отрыв архитрава второго яруса фасада от расположенных под ним аркад и завершение торцовых фасадов здания полукруглыми фронтонами, слишком тяжелыми для хрупкого и тонкого по профилировке ордера обоих этажей.

Церковь Сан Дзаккария — древняя постройка XI—XII вв. (сохранились части того периода) реконструирована Антонио Гамбеллой из Бергамо (умер в 1481 г.) и завершена Моро Кодуччи в 1483—1500 гг. (рис. 12, 13).

План церкви Сан Дзаккария восходит к трехнефным готическим базиликам с обходом вокруг алтаря и примыкающим к нему венком полукруглых капелл. Но в церкви нет трансепта и ее капеллы, круговой обход, алтарная ниша и центральная часть предалтарной травеи имеют купольные перекрытия. Введение таких покрытий, полукруглых подпружных арок и ордерных столбов в готическую систему базилики напоминает тосканские постройки Возрождения. Сходство архитектурных форм интерьера сказывается в выделении на светлом фоне стены темных деталей каркаса — архивольтов, арок, карнизов и тяг, а также в общей сдержанности отделки без обычной для Венеции мраморной инкрустации.

В противоположность характерному для Пьетро Ломбардо приему плоскостной разработки фасадов и интерьеров здания, напоминающему декоративные тенденции тосканской архитектуры XI—XII вв. и второй половины XV в., в творчестве Моро Кодуччи более чувствуется влияние монументального направления архитектуры кватроченто, связанное с творчеством Альберти.

Стремление Моро Кодуччи к монументальному проявилось и в церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции (начата в 1497 г.). В основу ее плана положен тип византийской крестовокупольной церкви с пятью сферическими куполами на парусах. Центрический план дополнен алтарной нишей, двумя полукруглыми капеллами по ее сторонам и прямоугольными капеллами со стороны боковых нефов. Столбы, поддерживающие подпружные арки, обработаны в виде коринфских пилястр на пьедесталах, с раскрепованным антаблементом над ними, опоясывающим все помещение аналогично тосканским постройкам.

Проблема церковного здания, занимавшая большое место в архитектуре Тосканы, не была в центре внимания венецианских зодчих конца XV в. В большинстве культовых сооружений Венеции использованы те же принципы композиции, формы и приемы декоративной отделки, что и во дворцовых и общественных зданиях. Отсюда светский характер венецианских культовых зданий.

Один из крупных венецианских зодчих раннего Возрождения, в творчестве которого заметно тяготение к более последовательному использованию античного наследия, Антонио Риццо — архитектор, скульптор и морской инженер, работавший между 1465 и 1498 гг. главным образом в Венеции. С 1483 г. он ведет работы во Дворце Дожей — восточная сторона двора (1484 г.) и открытая лестница Гигантов, получившая свое название от поставленных здесь в 1554 г. скульптур Сансовино (рис. 14).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Палаццо Дожей. Двор, 1483—1498 гг., Антонио Риццо; арка Фоскари, с 1457 г., Дж. и Б. Бон, заканчивал Риццо; лестница Гигантов, 1484—1501 гг., Антонио Риццо, Сансовино Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Венеция. Палаццо Дожей. Окно в дворике Сенаторов, П. Ломбардо
Рис.14. Венеция. Палаццо Дожей. Двор, 1483—1498 гг., Антонио Риццо; арка Фоскари, с 1457 г., Дж. и Б. Бон, заканчивал Риццо; лестница Гигантов, 1484—1501 гг., Антонио Риццо, Сансовино 15. Венеция. Палаццо Дожей. Окно в дворике Сенаторов, П. Ломбардо

Древнейшей частью Дворца Дожей является южное, обращенное к лагуне крыло, построенное в первой половине XIV в. Зал Большого Совета (54х25 м, высота 15,4 м), занимающий в третьем этаже всю левую половину этого крыла, закончен в 1340 г. Центральное готическое окно с балконом (1404 г.) принадлежит мастерам Пьетро Паоло и Паоло Масенье.

Западное крыло, обращенное в сторону Пьяцетты, заканчивали Джованни и Бартоломео Бон, которым принадлежит и Порта делла Карта (начата в 1438 г.), — главный вход во двор палаццо Дожей со стороны площади Сан Марко. В это же время возведены портик и арка Фоскари, ведущие от Порта делла Карта к лестнице Гигантов.

Наиболее позднее восточное крыло дворца закончено Антонио Риццо, который занимал должность прото — руководителя строительством — до 1498 г. Лестница Гигантов была закончена в 1546 г. Следующим прото был Пьетро Ломбардо (1499—1511 гг). Архитектор Скарпаньино, будучи прото, закончил находящийся позади лестницы Гигантов дворик Сенаторов (1545—1549 гг.; рис. 15). Портик Фоскари, увенчанный часами, закончен около 1614 г. Монополо и Пьетро Читтаделла; скульптуры принадлежат Антонио Риццо.

Колодцы во дворе относятся к 1556—1559 гг. и отлиты из бронзы лучшими мастерами арсенала А. Альбергетти и Н. де’Конти.

Ведущая в залы Совета парадная Золотая лестница (Скала д’Оро), начатая Сансовино, была закончена в 1577 г. Скамоцци и скульптором Алессандро Витторио. Интерьеры, отделанные художниками XV в., погибли при пожаре 1577 г. После восстановления они были расписаны Тинторетто, Паоло Веронезе и Пальма Младшим (1588 г.). 

Архитектура раннего Возрождения в Венеции — явление уникальное.

Достижением венецианского зодчества является прежде всего создание новых типов жилых домов с поэтажным квартирным расселением и лавками в первом этаже, блокированных жилых домов с двухэтажным расположением квартир, блокированных жилых домов-общежитий, зданий культурно-просветительного назначения (скуолы) и своеобразного типа палаццо.

Другое важное достижение венецианского зодчества — широкое и виртуозное применение облицовочной техники и умелое использование природных свойств материалов для красивого и выразительного декора фасадов и интерьеров.

Венецианское зодчество может служить примером тонкой связи с природным окружением: замечательно уменье венецианских мастеров сочетать характер архитектуры (открытые лоджии, большие остекленные поверхности фасадов и полихромию зданий) с климатом и природой морской лагуны и даже учесть живописный эффект отражения зданий в каналах и заливах. 

Венецианское зодчество XV в. значительно расширило диапазон средств декоративной выразительности в архитектуре, создав своеобразный синтез переработанных античных, византийских, романских и готических мотивов.


Глава «Архитектура Венеции», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: В.Е. Быков. Москва, Стройиздат, 1967

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)