Архитектура Франции середины и второй половины XVI в.

Во второй половине XVI в. элементы архитектуры Возрождения получают все большее распространение в жилой застройке.

Жилые дома. Из более скромных ренессансных городских домов XVI в. сравнительно хорошо сохранились два очень характерных дома в Орлеане: так называемый дом Раковины и дом Жана д’Алибера (рис. 28). Они похожи друг на друга; оба относятся, по-видимому, к середине столетия и, несмотря на незначительные размеры, построены, вероятно, не без участия одного из видных архитекторов, возможно, Дюсерсо. Оба дома построены на узких участках; в обоих — спереди торговое помещение с большим выставочным проемом (не воротами), открывающимся на улицу. Асимметрия фасада обусловлена планом. В декоративной обработке фасада главным мотивом являются ордера пилястр. Скульптурный орнамент имеет барочный характер. Для французской традиции характерно разнообразие формы проемов и связанная с этим непринужденность общей композиции фасада.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Орлеан. Дом Жана д'Алибера
Рис.28. Орлеан. Дом Жана д'Алибера
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Ренн. Отель де-ла-Муссэ Архитектура Франции эпохи Возрождения: Сен-Бриэ, жилой дом
Рис.29. Ренн. Отель де-ла-Муссэ; Сен-Бриэ, жилой дом
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Рис.30. Орлеан. Дом Дианы де Пуатье Архитектура Франции эпохи Возрождения: Рис.30. Орлеан. Дом Дианы де Пуатье
Рис.30. Орлеан. Дом Дианы де Пуатье

В сферу влияния Возрождения, преображавшего дворцовую архитектуру, постепенно втягивалось и городское фахверковое строительство. Деревянный каркас с прямоугольной сеткой оказался естественным конструктивным остовом для резьбы, изображающей пилястры и декоративные пояса ренессансных каменных зданий «стиля Франциска I». Примером сочетания этих мотивов с готически свободным, несимметричным и нерегулярным распределением проемов и простенков самых различных пропорций может служить дворовый фасад отеля Де-ла-Муссэ в Ренне (рис. 29). Подобия ордеров встречаются в не лишенных своеобразной теплоты фасадах небогатых фахверковых домов в бретонском городке Сен-Бриэ (см. рис. 29). Утонченную ренессансную переработку фасада готического деревянного дома мы видим в фасаде так называемого дома Дианы де Пуатье (отеля Кабю) в Орлеане (рис. 30).

Новая волна французского Возрождения связана с появлением около середины столетия знаменитой плеяды архитекторов; Филибера Делорма, Жана Бюллана, Пьера Леско и Жака Андруэ Дюсерсо.

Филибер Делорм. Делорм (примерно 1510—1570 гг.), сын строителя, начиная свою деятельность, был уже достаточно к ней подготовлен. Практическая подготовка сочеталась у него с широкой по тому времени образованностью, позволившей ему впоследствии выступить в качестве теоретика с большим трактатом по архитектуре («Архитектура» и «Новые изобретения, чтобы строить хорошо и дешево») («L'Achitecture», 1567, «Nouvelles inventions pour bien bâtir et á petits frais», 1561). Три года, проведенные Делормом в Италии (1533—1536 гг.), дали ему хорошее знакомство с античностью и итальянским Возрождением. Готика с ее конструктивным мастерством также в какой-то мере привлекла его внимание. В 40-х годах он построил замок Сен-Мор и по заказу короля замок Анэ, в 1548 г. был назначен королевским архитектором. В 50-х годах он создал Галерею Генриха II в Фонтенбло и гробницу Франциска I в Сен-Дени. В 1563 г. он начал постройку королевского дворца Тюильри, но уже не занимал того высокого поста, что раньше, и, по-видимому, в гораздо большей мере приспособлялся ко вкусам заказчиков.

Из архитектурного наследия Делорма до нашего времени дошло сравнительно немного. Его главное произведение — дворец Тюильри погиб в 1871 г., построенный им замок Сен-Мор не существует, замок Анэ сохранился лишь в небольшой части.

Особое внимание Делорма привлекал ордер. Отвергая произвольность в размещении и пропорциях, он признавал в то же время возможность множества вариантов ордера. Принадлежащие Делорму планировки дворцовых ансамблей по сложности и размаху оставляют далеко позади аналогичные работы его предшественников. В то время как часть произведений Делорма отличается благородной простотой, другая перенасыщена архитектурными деталями и формами.

Особо следует упомянуть раннее произведение Делорма — часть замка Сен-Мор, построенную около 1544 г. для кардинала Дю-Беллэ. Это наиболее итальянизированное архитектурное сооружение во Франции накануне перелома в общем стилистическом развитии архитектуры, переходившей от «стиля Франциска I» к «стилю Генриха II». Одноэтажные фасады Сен-Мора, за исключением второстепенных деталей, были подчинены схеме ордера и гармоничным ордерным пропорциям; крыша скрыта за ордерным аттиком.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Анэ. Замок, начат в 1546 г. Ф. Делорм. Общий вид по Дюсерсо; ворота — план, фасад и разрез
Рис.31. Анэ. Замок, начат в 1546 г. Ф. Делорм. Общий вид по Дюсерсо; ворота — план, фасад и разрез

Замок Анэ (рис. 31) построен Делормом (1546 г.) заново целиком, за исключением некоторых частей, главным образом на восточной его стороне. Он представляет собой новый для Франции тип усадебного ансамбля, довольно сложного по планировке, но целостного по архитектурно-художественному замыслу. Ансамбль включает, помимо расположенных вокруг парадного двора зданий, не превышающих в высоту двух-трех этажей, еще два боковых двора и большой сад-цветник позади. Все это было окружено рвом.

До нашего времени сохранилась только часть ансамбля Анэ: жилой корпус по левой стороне парадного двора, передняя сторона двора с главными воротами и церковь с правой стороны ансамбля. Главные ворота сохранились в почти не измененном виде. В левом корпусе позднее был добавлен ризалит с ордерным декором в центральной части и повторены сзади угловые башенки, по аналогии с башнями по передней стороне.

Окружавшие парадный двор корпуса довольно просты; определяющую роль играет главный этаж с характерными высокими окнами. Новым мотивом являются открытые ордерные галереи первого этажа по правой стороне и по фасаду главного дворового корпуса. Не без некоторой натяжки введен в середине фасада трехъярусный ордерный портал, перенесенный в настоящее время во двор Школы изящных искусств в Париже. В окнах и люкарнах использованы ренессансные декоративные детали. Ворота Анэ, в нижней части отдаленно напоминающие триумфальную арку, в целом представляют собой оригинальную композицию. В ряде подчеркнуто вертикальных деталей дворца, например, в его угловых башенках и трехъярусном портале, отдана дань уважения некоторым традициям готики. В декоре многое обусловлено претенциозными вкусами заказчика, и, несмотря на мастерство в отдельных частях дворца, его композиция в целом лишена подлинного, органического единства.

Интерьеры замка были отделаны с исключительной роскошью.

Тюильри. Тюильрийский дворец (рис. 32) был главным произведением зодчего, наиболее значительным по задуманным масштабам (260х160 м).

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Дворец Тюильри, начат в 1563 г. Ф. Делорм, 1570—1572 гг. Ж. Бюллан. Перспектива дворца и план по Дюсерсо; схематический план Лувра и осуществленного (западного) корпуса Тюильри (сгорел в 1871 г.)
Рис.32. Париж. Дворец Тюильри, начат в 1563 г. Ф. Делорм, 1570—1572 гг. Ж. Бюллан. Перспектива дворца и план по Дюсерсо; схематический план Лувра и осуществленного (западного) корпуса Тюильри (сгорел в 1871 г.)

План Тюильри отличается многообразием частей и в то же время единством целого. В пропорционировании частей дома и дворов видно старание гармонично варьировать их размеры, сочетая грандиозность одних и сравнительную скромность других. Характерной для времени чертой было отсутствие соединительных коридоров, в силу чего большинство залов были проходными и самостоятельные входы имели с галерей. Многое в плане продиктовано соображениями формальной симметрии, а не практической необходимости.

Главную роль в планировке дворца играла показная сторона придворного быта. Данью традициям старины был ров, отделявший дворец от внешнего мира. В то же время при дворце разбили великолепный регулярный сад.

Главный фасад разделен на девять частей, из которых пять ризалитов выделены еще и наличием дополнительного третьего этажа и высокими крышами. Из четырех промежуточных отрезков фасада два, примыкающие к угловым павильонам, просты, отрезки по сторонам центрального павильона, наоборот, композиционно выделены и рассчитаны на большой декоративный эффект. Они обработаны в виде аркады с ордером, увенчанной аттиковым этажом с окнами-люкарнами. В примененном здесь ионическом ордере Делорм ввел изобретенную им «французскую колонну», особенностью которой является разбивка ствола на декорированные пояса.

Делорм успел выстроить только середину западной стороны. Грандиозный замысел зодчего был в дальнейшем оставлен, а к выстроенному добавлены с юга и севера части совершенно другого характера.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Сен-Дени. Гробница Франциска I, 1557—1558 гг. Ф. Делорм
Рис.33. Сен-Дени. Гробница Франциска I, 1557—1558 гг. Ф. Делорм

Архитектурная композиция гробницы Франциска I в аббатской церкви Сен-Дени (рис. 33) основана на схеме римской трехпролетной триумфальной арки, украшенной ионическим ордером. Схема своеобразно переработана Делормом в соответствии с местом и назначением сооружения, и монументальная архитектура римских триумфальных арок приобрела здесь французское изящество. В арке красиво использован белый, черный и серый мрамор.

Жан Бюллан. Рядом с Делормом личность и творчество Бюллана (1515—1578 гг.) остается несколько в тени. Гораздо скромнее его труд о пяти ордерах колонн по Витрувию, скромнее и созданные им сооружения: так называемый Шатле в Шантильи (рис. 34), полуразрушенная галерея-виадук в Фэр-ан-Тарденуа и порталы в замке Экуан, где довольно близко повторен ордер римского храма Юпитера Статора.

В стремлении приблизиться в своем творчестве к монументальности древнего Рима Бюллан стоит несколько особняком не только среди ближайших современников, но и среди всех французских архитекторов XVI и первой половины XVII вв.

Заимствуя из античности ордер прежде всего как элемент архитектурного декора, Бюллан пытался также возродить целиком величественный римский портик, повторить мощные формы римских акведуков и мемориальной колонны и вдохнуть новую жизнь в схему триумфальной арки, изменив ее почти до неузнаваемости и использовав для лоджии на высоте третьего этажа. Бюллан прибегал иногда к эффектным, но довольно рискованным сопоставлениям форм и масштаба, обнаруживая композиционную незрелость французской архитектуры того времени в наивных попытках сочетать классику и национальные традиции.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Шантильи. Шатле, середина XVI в. Бюллан Архитектура Франции эпохи Возрождения: Фэр-ан-Тарденуа. Галерея-виадук, середина XVI в. Бюллан
Рис.34. Шантильи. Шатле, середина XVI в. Бюллан Рис.36. Фэр-ан-Тарденуа. Галерея-виадук, середина XVI в. Бюллан
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Экуан. Замок, начало — 1538 г., конец — третья четверть XVI в. Бюллан и др. Архитектура Франции эпохи Возрождения: Экуан. Замок, начало — 1538 г., конец — третья четверть XVI в. Бюллан и др.
Рис.35. Экуан. Замок, начало — 1538 г., конец — третья четверть XVI в. Бюллан и др.

Особенно показательны в этом отношении один из порталов и лоджии в замке Монморанси в Экуане (рис. 35). Для повышения внушительности облика здания Бюллан прибег к приемам контраста между большими и малыми формами и к увеличению проемов снизу вверх. Но масштабный контраст ордера и арочных проемов в портале или средней и верхней арок в лоджии (в свое время остававшихся открытыми) воспринимается здесь как диссонанс. Диссонансом звучит также соединение римского ордера и классической арки с французскими окнами, крышами, люкарнами, арками приземистой формы и т. д. В меньшей степени стилистическая и масштабная разнородность форм чувствуется в галерее-виадуке Фэр-ан-Тарденуа (рис. 36), может быть, наиболее интересном произведении Бюллана.

Главным достоинством зодчего надо признать вкус в прорисовке профилей, в декоре архитектурных элементов, в удачном комбинировании орнаментированных и гладких деталей.

Большим успехом у французских архитекторов ближайших поколений пользовалась книга Бюллана об ордерах (ее переиздавали в начале и в середине XVII в. и она упомянута в основательном труде Фреара де Шамбрэ об ордерах).

Пьер Леско. Создатель первоначального здания Лувра Пьер Леско (1500 или 1515—1578 гг.) — скорее, блестящий придворный, чем профессионал-архитектор, хотя он и получил основательное общее и специальное образование. Некоторые исследователи считают подлинным автором приписываемых ему произведений его близкого друга, замечательного скульптора, основательно знакомого и с архитектурным мастерством, Жана Гужона.

В середине XVI в. в Париже началось строительство королевского дворца Лувра, сначала сравнительно небольшого здания, впоследствии, однако, чрезвычайно разросшегося и соединенного с находившимся к западу от него Тюильрийским дворцом в огромный ансамбль. Пьер Леско строил этот дворец при участии Жана Гужона. Этот ранний Лувр — одно из наиболее выдающихся произведений достигшего своей зрелости французского Возрождения (рис. 37).

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Дворец Лувр, с 1546 г. Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. Дворовый фасад Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Дворец Лувр, с 1546 г. Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. Фрагмент дворового фасада
Рис.37. Париж. Дворец Лувр, с 1546 г. Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. План, дворовый фасад, его фрагмент и потолок лестницы
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Дворец Лувр, с 1546 г. Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. План Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Дворец Лувр, с 1546 г. Пьер Леско и скульптор Жан Гужон. Потолок лестницы

План дворца еще чрезвычайно прост и рассчитан, очевидно, лишь на парадность придворной жизни. Главное внимание Леско и Гужона привлекал не интерьер дворца, а его фасад, в котором им удалось достичь своеобразной красоты, гармонии и праздничности. Ордерный декор фасада находится в тесном соответствии с его объемным строем, этажностью, распределением наружных проемов. Первый и второй парадные этажи украшены двумя изысканно нарядными ордерами: коринфским и композитным. Расположенный над ними более низкий, аттиковый этаж, в свою очередь, обработан подобием коринфского ордера, но с укороченными пилястрами, упрощенными капителями и антаблементом. Над аттиковым этажом возвышается почти отвесная кровля, составляющая неотъемлемую часть общей композиции фасада. Проходящий по всей длине первого и второго этажей ордер варьирован: в ризалитах он дан с полуколоннами, сдвинутыми более тесно, наподобие четырехколонных портиков, в середине промежуточных частей применены плоские пилястры.

Несмотря на то, что многие существенные черты луврского фасада заимствованы из Италии, в целом — это произведение французского Возрождения. Национальное своеобразие проявляется в изящном, не очень строгом облике фасада и в особенностях композиции (несколько напоминающая готику устремленность вверх ризалитов с полуциркульными фронтонами и высокая, нарядно декорированная кровля). Также характерны окна почти во всю высоту второго этажа и закладка арок нижнего этажа с прорезанными в них окнами. Главный фасад дворца рассчитан на обозрение его в целом и соответственным образом архитектурно разработан. Внутри интересны лестницы и перекрытый цилиндрическим сводом большой зал нижнего этажа с кариатидами Гужона, которому принадлежит также рельефный декор лестницы и фасада.

Постройка была начата на фундаментах старого замка; Леско успел выстроить лишь западное крыло и половину южного, с павильоном на углу. Наружный фасад был суров и окружен крепостным рвом.

Помимо работ в Лувре, Леско и Гужоном создан Фонтан Невинных и отель Карнавале, впоследствии переработанный Ф. Мансаром.

Историческое значение Жака Андруэ Дюсерсо старшего (1505 или 1510—1585 гг.) — не в его архитектурной деятельности. Ему принадлежат многочисленные серии гравюр, изображающих всевозможные архитектурные детали, орнамент, а также и целые архитектурные сооружения. Он воспроизводил итальянские и французские образцы, заимствовал материал из чужих увражей, частично подвергая его переработке. Но основная доля материала — собственные изобретения Дюсерсо.

Главная работа Дюсерсо, «Наиболее прекрасные постройки Франции» (1576—1578 гг.), служит важнейшим документом для истории французской архитектуры XVI в. Гравюры, посвященные французскому Возрождению, представляют собой исключительную ценность, так как ряд изображенных зданий бесследно исчез с лица земли. Гравюры отличаются большой документальной точностью и тонкостью исполнения (рис. 38, 39). Весь этот материал оказал огромное влияние на французскую архитектуру, в особенности на рядовую. В воспроизведении античности Дюсерсо был гораздо менее строг и, рассматривая античные памятники главным образом как источник интересных мотивов для архитекторов-практиков, позволял себе перемешивать мотивы и композиции античных памятников с собственными композициями на аналогичные темы, чрезвычайно многочисленными и разнообразными по тематике.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Замок Вернейль, Ж.А. Дюсерсо Архитектура Франции эпохи Возрождения: Замок Шарлеваль, Ж. А. Дюсерсо. Фрагмент дворового фасада
Рис.38. Замок Вернейль, Ж. А. Дюсерсо Рис.39. Замок Шарлеваль, Ж. А. Дюсерсо. План и фрагмент дворового фасада
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Замок Шарлеваль, Ж. А. Дюсерсо. План

Многие его проекты стоят на почве французской архитектурной традиции. Дюсерсо пытался дать ряд совершенно новых композиций, исходя в плане архитектурных комплексов из простейших геометрических фигур, например, квадрата и круга, и наращивая к ним со всех четырех сторон дальнейшие геометрические формы. В своем декоративном искусстве Дюсерсо — типичный представитель французской разновидности барокко, из всевозможных, часто своеобразно переработанных, классических и ренессансных мотивов создававший композиции, новые по стилю, но обнаруживающие свое внутреннее родство с готикой в динамизме и орнаментальной насыщенности (приводившей нередко к художественной перегрузке).

Интересными памятниками городской жилой архитектуры середины XVI столетия обладает Тулуза, где работал выдающийся провинциальный зодчий Никола Башелье (приблизительно 1487—1550 гг.). Отец Башелье — выходец из Италии и ученик Брунеллеско; сам он также работал около 1510 г. в Италии под руководством Микеланджело. Башелье приписывают в Тулузе едва ли не все значительные сооружения.

Одним из наиболее интересных его произведений считается отель богатого тулузского купца Ассеза (рис. 40). Замкнутый трапецеидальный двор отеля окружен двумя трехэтажными корпусами (с угловой башней), двухэтажной лоджией с надвратной частью и высокой переходной галереей на консолях. Фасады трехэтажных корпусов обработаны тремя ярусами ложных ордерных аркад, причем в третьем этаже применен так называемый «мотив Палладио». Несмотря на весь итальянизм фасадов, на них лежит налет своеобразного французского стиля того времени. Не преодолено противоречие между формой окон и арок в двух первых этажах. Характерной чертой отеля является разнородность его различных частей — соединение ренессансных форм с напоминающими готические и раннебарочные при наличии и местных провинциальных особенностей, в частности комбинации камня и кирпича. Эти разные элементы архитектор пытался до известной степени стилистически примирить. Отсутствие подлинного единства здесь подменяется богатством архитектурных мотивов— отличительной чертой многих произведений французского Возрождения.

Из немногочисленных церковных сооружений, относящихся к XVI в., характерна для переходного стиля церковь Сент-Эсташ в Париже (1532 г. — середина XVII в.). План, конструкции в этом сооружении готические. Декорация же почти вся построена на мотивах Возрождения, в частности на свободном применении элементов ордера. Западный фасад перестроен по проекту XVIII в.

Иной, по стилю более поздний вариант совмещения церковной готики и Возрождения представляют собой башни собора Сен-Мишель в Дижоне (нижний этаж его закончен в стиле Франциска I в 1537 г.). Ордер здесь применен не произвольно, а взят как нечто целое, без изменения пропорций, с повторением несколько раз по высоте здания (рис. 42). В результате — превращение готической башни в тяжелое нагромождение однообразных этажей и противоречие между сравнительно миниатюрными размерами ордера и мощными формами готической конструкции.

Архитектура Франции эпохи Возрождения: Тулуза. Отель д'Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Главный вход Архитектура Франции эпохи Возрождения: Тулуза. Отель д'Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Галерея двора
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Тулуза. Отель д'Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. План Рис.40. Тулуза. Отель д'Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. План, главный вход и галерея двора
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Королевская площадь (площадь Вогезов), начало XVII в., Шатильон и др. Архитектура Франции эпохи Возрождения: Париж. Королевская площадь (площадь Вогезов), фрагмент фасада, начало XVII в., Шатильон и др.
Рис.41. Париж. Королевская площадь (площадь Вогезов) и фрагмент фасада, начало XVII в., Шатильон и др.
Архитектура Франции эпохи Возрождения: Дижон. Собор Сен-Мишель, начат в 1537 г. Архитектура Франции эпохи Возрождения: Ларошель. Ратуша, 1589 г. (1605—1607 гг.)
Рис.42. Дижон. Собор Сен-Мишель, начат в 1537 г. Рис.43. Ларошель. Ратуша, 1589 г. (1605—1607 гг.)

Важным градостроительным начинанием рубежа XVI и XVII вв. была планировка новой Королевской площади (ныне площади Вогезов) в Париже (рис. 41). Участки вокруг площади, частично застроенной, правительством по проекту Клода Шатильона, сдавались частным владельцам, обязавшимся возвести однотипные фасады. Архитектура этих зданий сравнительно проста. Помимо обрамленных пилястрами арок нижнего этажа основным ее мотивом является противопоставление кирпичной и каменной кладки.

Своеобразным архитектурным памятником является фасад здания Ратуши в Ларошели (рис. 43), начатого в 1605 г. (по другим данным, в 1589 г.) и законченного в 1607 г. Своей декоративностью обильной пластикой фасад ратуши в известной степени близок современному ему фламандскому барокко.

История архитектуры французского Возрождения заканчивается на рубеже XVI и XVII вв. Архитектура не только в совершенстве овладела уроками итальянского Возрождения и раннего барокко, но и вступила на путь самостоятельного творчества в том же направлении. Французские зодчие создали в XVI в. ряд произведений, весьма отличных от всего того, что было создано в Италии.

В XVII в. французская архитектура развивается по пути дальнейшей переработки созданных Возрождением архитектурных форм, идя к созданию своеобразного синтеза классики и национальных традиций. Этот синтез получил свое законченное выражение в архитектуре французского классицизма, занявшего столь видное место в архитектуре XVII и XVIII вв.


Глава «Архитектура Франции.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: А.Г. Цирес. Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)