Архитектура Австрии эпохи Возрождения

Средневековая Австрия в 1278 г. перешла во владение Габсбургов, объединивших ряд тяготевших к ней княжеств, светских и духовных (Штирию, Каринтию, Тироль, Крайну, Зальцбург и др.).

В XVI в. в условиях турецкой опасности, требовавшей объединения усилий всех, кому она угрожала, Габсбурги путем династических браков завладели Чехией и Венгрией. С избранием в 1558 г. австрийского эрцгерцога Фердинанда I императором центр империи переместился на юго-восток Европы. Императорская корона стала наследственным достоянием австрийской линии Габсбургов. Однако собственно австрийские земли, сравнительно отсталые в экономическом и культурном развитии, выиграли мало, поскольку императоры в качестве резиденции предпочитали богатую и пышную Прагу.

В XVI в., если не считать епископских городов и Тироля, условия в австрийских областях мало благоприятствовали обновлению экономики и культуры. Только со второй половины XVII в., после тридцатилетней войны, центр политической и культурной жизни империи перемещается в Австрию и, в частности, в Вену, где развивается бурная строительная деятельность. Поэтому Австрия, богатая памятниками барокко, сравнительно бедна архитектурой времени Возрождения.

В строительстве XVI в. развивались два направления.

Городское строительство, опиравшееся на ремесленные навыки и народную традицию, свободно сочетало средневековые пережитки с заимствованиями из Италии, особенно когда приходилось решать новые функциональные задачи. Так в городах архитектура приобретала национальный характер, выражавшийся не только в применении специфических элементов (эркеров, высоких аттиков и т. п.) или в таких композиционных приемах, как обрамленные аркадами вытянутые в глубину дворы, но и в появлении собственного архитектурного типа «парламентского» здания, предназначенного для собраний представителей сословий (ландхауз).

Волей двора и знати одновременно развивалось другое направление. Приглашавшиеся из Италии и из южной Германии мастера насаждали формы и приемы итальянского Ренессанса. Ограниченная первоначально придворным и дворцовым строительством (дворец в Зальцбурге, придворная церковь в Инсбруке и др.), эта архитектура с новым упадком австрийских городов и с укреплением аристократически-монархического строя в конце XVI в. восторжествовала, а наступившая вслед за этим католическая реакция обеспечила быстрый триумф барокко.

Захват турками Константинополя (1453 г.) изменил направления товарных потоков в Европе, что привело к расширению торговых и культурных связей с Италией. Транзитная торговля наряду с развитием промышленности (разработка тирольских серебряных рудников и добыча соли) способствовала оживлению австрийских городов.

В течение всего XV в. и первых двух десятилетий XVI в. архитектура оставалась по существу готической, но на рубеже XV и XVI вв. появляются первые веяния Возрождения, проявившиеся преимущественно в городском строительстве (жилые дома бюргеров, здания городских самоуправлений, городские башни). В то же время многие особенности плана и внешнего вида даже монументальных сооружений становятся понятными лишь при сопоставлении с крестьянским жилищем. Поэтому бюргерская архитектура этого времени — явление глубоко национальное. Заимствования касались лишь декоративных деталей.

Рост австрийских городов в XVI в. не сопровождался расширением кольца городских укреплений. Даже в Вене, успешно отразившей турецкое наступление 1529 г., не решались выйти за пределы старого кольца XIII в., и переуплотненный город под угрозой нового турецкого нашествия (1532 г.) начал обводиться новыми укреплениями по старым валам. Теснота и наследственные переделы приводили к тому, что земельные участки чрезмерно сужались. Особенно узкими были участки у рыночных площадей, где каждый купец или ремесленник стремился получить хотя бы небольшую полосу фасада; так, в Линце они достигают 90 м в глубину. Как и в средние века, эти узкие, фасады (обычно три оконные оси) многоэтажные и достигают иногда 6 этажей (рис. 1). Планировочная структура восходит к «франконской» крестьянской усадьбе, где и жилые, и хозяйственные помещения нанизываются на ось, идущую параллельно узкому двору, примыкающему к соседней усадьбе. Городской дом также представляет собой цепь помещений, тянущихся вдоль длинного двора. В первом этаже на фасад выходит лавка или мастерская. Расположенный рядом с лавкой портал ведет в узкий, перекрытый сводами проезд, оканчивающийся протяженным (иногда до 40 м) двором. По боковой стороне и в глубине двора располагались сводчатые склады. Соответственно этому двор по двум сторонам (продольной и поперечной) имеет аркады, за которыми расположены сводчатые галереи. Сторона без аркад — стена соседнего дома. В очень узких дворах в первом этаже аркады заменены пристенными столбами с консолями, на которые опираются аркады верхних этажей (рис. 2). На галереи верхних этажей ведет лестница, иногда очень узкая, вход на которую находится в проезде ворот. Галереи служат средством сообщения между помещениями. На галереи выходят окна почти всех комнат дома. Аркады особенно выигрывают благодаря связи с характером строительного материала (кирпич и камень). Очень широкие, оштукатуренные арки без архивольтов опираются на тонкие каменные колонны: этим обеспечивается максимальный приток света к окнам и в то же время подчеркивается работа опор. Распор сводов погашается затяжками. Капители, состоящие чаще всего из абаки и вала, строго соответствуют размерам пят арок. Колонны ставятся или на пьедесталы, между которыми устраиваются балюстрады, или на сплошные парапеты, снаружи воспринимающиеся как продолжение аркад. И в том и в другом случаях завершение аркады подчеркнуто лишь очень простой лентой кладки. Ритмичный строй гладких, выразительных по пропорциям аркад превращает рядовой двор в произведение искусства.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Раттенберг на Инне. Дома на главной площади, XVI в. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Руст. Двор жилого дома
Рис.1. Раттенберг на Инне. Дома на главной площади, XVI в. Рис.2. Руст. Двор жилого дома
Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Инсбрук. Дома на Герцог-Фридрихштрассе, XVI в. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Ред. Дом судьи Реша, после 1570 г.
Рис.3. Инсбрук. Дома на Герцог-Фридрихштрассе, XVI в. Рис.4. Ред. Дом судьи Реша, после 1570 г.

Существовал и другой тип дома — без двора (например, в Зальцбурге). Дома в этом случае тесно примыкали друг к другу и освещались окнами с торцов, обращенных к улицам.

В массе фасады были очень простыми: гладкая оштукатуренная стена прорезывалась по трем осям скромно обрамленными окнами и завершалась высоким аттиком, скрывающим крышу (см. рис. 1). Часто на втором этаже помещался эркер.

В ряде случаев, особенно в западных частях страны (долина Инна), эркеры вытягиваются на всю высоту дома. Таковы эркеры на Герцог-Фридрихштрассе в Инсбруке, определяющие фасады и даже всю улицу (рис. 3). Уличный фасад приобретает многоплановость: выступы эркеров и отступы стен дополняются сквозной, идущей вдоль улицы сводчатой галереей перед лавками нижнего этажа. Арочные проходы перед лавками и ратушами на рыночных площадях встречаются значительно реже. Фасады Инсбрука частично сохранили тонкие рельефы и живопись, в которых мотивы Возрождения чередуются с готическими.

Оштукатуренные фасады иногда отделывались плоской рустовкой, росписью сграффито и «аль фреско». В 1928 г. был отмыт фасад дома судьи Августина Реша на главной площади Реца (рис. 4). Несколько необычный фасад был украшен сграффито вскоре после постройки в 1570 г. На цоколе и обрамлении ворот господствуют архитектурные мотивы, но в других местах живопись не имеет тектонического характера.

Очень характерны аттики, скрывающие пологие крыши и защищающие их от пожаров. Часто при перестройке готические дома получали такой аттик (например, дома на главной площади Фрейштадта). Старые улицы Зальцбурга застроены рядами домов, объединенных одной фасадной стеной с непрерывным аттиком. Иногда, если угол дома открыт, излом аттика фиксируется небольшой декоративной круглой башенкой. Башня в виде исключения может быть превращена в жилую. Принимая характер круглого эркера, она образует угол на всю высоту дома (Инсбрук).

В более зажиточных домах аттик иногда воспроизводит мотив крепостных стен средневековых замков, например аттик дома Фердербера, вернее двух домов (1577 г. — справа, 1583 г. — слева), на главной площади в Реце (рис. 5). Они соединены переходом, переброшенным через улицу. Высокий, зубчатый, с глухой аркатурой аттик и башнеобразные выступы придают этим домам монументальность. Кроме аттикового завершения применялись также фронтоны, щипцовые и с полувальмовой кровлей.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Рец. Дом Фердербера, 1577 г. — справа, 1583 г. — слева Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Линц. Ландхауз, 1564—1571 гг. Двор, 1577 г.
Рис.5. Рец. Дом Фердербера, 1577 г. — справа, 1583 г. — слева Рис.6. Линц. Ландхауз, 1564—1571 гг. Двор, северный портал, 1577 г.; план второго этажа
Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Линц. Ландхауз, 1564—1571 гг. Северный портал, 1577 г. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Линц. Ландхауз, 1564—1571 гг. план второго этажа

В XVI в. строятся новые ландхаузы и ратуши. Первые служили местом заседаний сословий, штабом управления определенной области. Эти своеобразные здания сооружались в наиболее крупных городах страны: в Вене (1562—1568 гг., перестр. в 1845 г.), Граце (1557—1565 гг.), Линце (1564—1571 гг.), Клагенфурте (1574—1593 гг.).

Наибольший интерес представляет ландхауз в Линце (рис. 6). Автор его неизвестен, но ряд особенностей заставляет предположить, что это был местный мастер. Строитель разработал планировку ландхауза, исходя из традиционной структуры бюргерского дома. Здание представляло собой обусловленный формой участка блок с внутренним световым двором. Лишь одна сторона (северная) была открыта для въезда. Здесь помещен портал большого, крытого цилиндрическим сводом сквозного проезда, ведущего во двор с аркадами. В проезд выходит лестница. В нижнем этаже находился арсенал. На втором этаже над проездом помещался обширный (330 м.кв.) зал заседаний, впоследствии перегороженный. В зале проводились не только периодические съезды представителей сословий, но и устраивались богатые празднества (свадьбы). До пожара 1800г. зал назывался «каменным» или «мраморным». Его сводчатый потолок был покрыт резным штуком, стены и пол — мрамором. Особенно великолепно было обрамление порталов. На втором и третьем этажах размещались административные помещения, библиотека, архив, жилые комнаты чиновников и т. п. В 1574 г. в ландхаузе была открыта школа для дворян, а с 1587 г. начато строительство нового крыла для размещения расширившейся школы. Южный двор и окружающие помещения добавлены в XVII в.

Первоначальные фасады ландхауза, за исключением северного портала, утрачены. Почти полностью уцелел лишь внутренний аркадный двор, являющийся одним из лучших памятников этого времени. Здесь национальный характер архитектуры особенно ясно выступает при сравнении со двором ландхауза в Граце, построенным итальянцем Доменико делль Аллио из Лугано (рис. 7). В Граце каждый этаж оформлен одинаково, и его высокие арки имеют все элементы итальянской аркатуры: столбы с пилястрами, архивольты, импосты и т. д. Гораздо проще и в то же время в соответствии с условиями работы материала построена аркада ландхауза в Линде. Здесь нет декоративных пилястр, только первый этаж, несущий наибольшую нагрузку, имеет граненые столбы. В соответствии с их большим сечением арочные проемы значительно выше, чем во втором и третьем этажах. Менее нагруженные арки второго и третьего этажей опираются непосредственно на тонкие мраморные колонны.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Грац. Ландхауз. Двор, 1557—1565 гг. Доменико делль Аллио Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Гумпольдскирхен. Ратуша, XVI в.
Рис.7. Грац. Ландхауз. Двор, 1557—1565 гг. Доменико делль Аллио Рис.8. Гумпольдскирхен. Ратуша, XVI в.

Возвышающаяся над ландхаузом башня с лестничной клеткой служила также дозорной и часовой башней (1568 г., надстроена в XVII в.). На ней же помещались городские часы.

Северный портал ландхауза в Линце (1577 г.) является вариацией античной триумфальной арки. На оштукатуренной поверхности фасада выделяется яркая (красный мрамор) и тонко прорисованная ордерная композиция, охватывающая два этажа: над аркой проезда три арочных окна, освещающих «каменный» зал (см. рис. 5).

Украшением двора ландхауза в Линце служит фонтан (1581 г.). Фонтанами были украшены многие городские площади. Водоразборное сооружение нередко представляло собой простой колодец, над ограждающей стенкой которого часто возводился очень сложный бронзовый или железный шатер, в вершине шатра крепились блоки и цепи, несущие бадью. Примером является колодец во дворе ландхауза в Граце, 1590г.

Важным типом общественных зданий являлась ратуша. Ратуша в Гумпольдскирхене — одна из немногих, сохранившихся без позднейших перестроек (рис. 8). Она является определяющим зданием на небольшой площади у пересечения двух главных улиц. Массивный, с высокой крышей блок в нижнем и частично во втором этажах прорезан аркадами. Гладкие арки опираются на толстые столбы с развитыми базами. Основным акцентом композиции служит мощная угловая башня, видная со всех улиц, подходящих к площади. Ее шатер господствует в силуэте города.

Часто башни, следуя средневековой традиции, ставились отдельно от ратуши. Они служили не только колокольнями, часовыми и сторожевыми сооружениями, но и последним убежищем защитников в случае осады. В башнях видели выражение могущества городских сословий, они помещались на главной площади города и господствовали над ним. Они возводились также как памятники победы над неприятелем. Так, городская башня Вайдгофена на Ибсе была воздвигнута в 1535—1542 гг. в честь победы над турками близ этого города.

Башня Энса (1564—1568 гг., рис. 9) расположена на продольной оси прямоугольной рыночной площади, почти в центре нее. Достигая 59 м, она в шесть раз превышает окружающую застройку. Башня имеет четкую форму квадратной призмы, увенчанной фигурным шатром. Обшитый медными листами шатер — самый высокий ориентир в Энее. Башня отмечает центр города, замыкает перспективы почти всех улиц и видна с очень далекого расстояния.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Энс. Главная площадь. Городская башня, 1564— 1568 гг. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Инсбрук. Городская башня, 1560 г. Каспар Шебль
Рис.9. Энс. Главная площадь. Городская башня, 1564—1568 гг. Инсбрук. Городская башня, 1560 г. Каспар Шебль
Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Целль-ам-Зе (окрестности). Замок Прилау, 1560 г. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Целль-ам-Зе (окрестности). Замок Фрауенштейн, 1519—1521 гг.
10. Целль-ам-Зе (окрестности). Замок Прилау, 1560 г. Замок Фрауенштейн, 1519—1521 гг.

Другим примером является городская башня Инсбрука, возведенная мастером Каспаром Шеблем в 1560 г. на основании XIV в. На тяжелый, квадратный ствол башни насажена более тонкая восьмигранная призма, превращенная в верхней части в своеобразное сращение эркеров (рис. 9).

Новые архитектурные идеи проникают и в постройки сельского дворянства. Небольшой бург уже не мог защищаться от огнестрельного оружия средневековыми средствами — рвами, оборонными стенами и башнями. От них полностью отказываются, и усадебный дом возвращается к своему прототипу — крестьянскому жилищу в его альпийском варианте, т. е. к «единому» дому. Примером является замок Прилау вблизи Целль-ам-Зе, 1560 г. (рис. 10). Четырехэтажный усадебный дом целиком выложен из камня. Но общая композиция вплоть до башенки на крыше (в данном случае — каминная труба) указывает на свой отдаленный первоисточник, т. е. на крестьянский дом.

Более крупные замки строятся уже с применением всех средств современной обороны. Происходит повсеместная перестройка и приспособление старых бургов к новым военным условиям. Примером является замок Фрауенштейн в Каринтии, построенный в 1519—1521 гг. (рис. 10). От предшествующего сооружения сохранилась только одна отдельно стоящая башня (левая на рисунке). В плане прослеживаются черты «баварской» крестьянской усадьбы. Две противолежащие короткие стороны занимают жилые корпуса, связанные аркадным двором.

Большие перестройки велись с 1533 г. и в старом венском бурге (Гофбурге). Интересным добавлением являются Швейцарские ворота (1552 г.). Они напоминают северные ворота ландхауза в Линце, но имеют более сдержанный характер.

В противоположность суровой замкнутости внешних форм внутренние дворы бургов отличались большой парадностью. Двор замка Шаллабург (Нижняя Австрия) — создание мастера Ганса Вильгельма из Лозенштейна. Замок является перестройкой (1572—1600 гг.) средневекового бурга. На приземистые аркады первого этажа двора опираются удвоенные по количеству более низкие арки второго (рис. 12). Терракотовые рельефные украшения и колонны из красного мрамора в сочетании с беленой штукатуркой стен делают аркады особенно нарядными. Лепка сильно отличается от итальянских примеров. Аркады не следуют строгим канонам построения: так, на углу двора, в первом этаже, поставлен не столб, а изломанная, под углом заложенная арка.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Инсбрук (окрестности). Замок Амбрас. Испанский зал, 1570 г. Иоган Люкеса, потолок — столяр Конрад Готлиб Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Замок Шаллабург. Двор, перестроен в 1572— 1600 гг. Ганс Вильгельм из Лозенштейна
Рис.11. Инсбрук (окрестности). Замок Амбрас. Испанский зал, 1570 г. Иоган Люкеса, потолок — столяр Конрад Готлиб Рис.12. Замок Шаллабург. Двор, перестроен в 1572— 1600 гг. Ганс Вильгельм из Лозенштейна
Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Шпитталь на Драве. Замок Порчиа. Двор, начат в 1527 г. Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Замок Розенбург близ Хорна. Перестроен в 1593—1597 гг. (по гравюре XVII в.)
Рис.13. Шпитталь на Драве. Замок Порчиа. Двор, начат в 1527 г. Рис.14. Замок Розенбург близ Хорна. Перестроен в 1593—1597 гг. (по гравюре XVII в.)

Естественно, что в композициях итальянских зодчих применялись формы итальянского Возрождения. Таков, например, прекрасный двор замка Порчиа в Шпиттале на Драве (рис. 13), также перестроенного из средневекового бурга.

Из многих парадных интерьеров особенно интересен Испанский зал перестроенного замка Амбрас близ Инсбрука (рис. 11). В старом замке не было помещения, которое удовлетворяло бы требованиям придворной жизни. В 1570 г. Иоган Люкеса (итальянец) начал строительство зала, предназначенного для многолюдных приемов,— 10х43 м; стены зала сплошь покрыты живописью; окна, довольно частые, расположены только по одной стороне. Сравнительно невысокий деревянный потолок (около 5 м) с богатыми рельефными украшениями — работа инсбрукского мастера Конрада Готлиба. Тироль издавна славился резчиками по дереву, и потолок Испанского зала является одним из замечательных примеров этого народного искусства. Членения стен и потолка приведены в строгое соответствие. Инкрустированный мраморный пол придает залу особую парадность.

С превращением Австрии в центр так называемой Германской империи возрастает значение местной знати. В резиденциях австрийской аристократии со второй половины XVI в. протекала пышная придворная жизнь. Ряд замков в это время расширяется, возникают новые архитектурные комплексы. Так, в 1593—1597 гг. был перестроен замок Розенбург близ Хорна (рис. 14). Группа зданий защищена бастионами и башнями. В начале XVII в. к югу от замка, на ровной местности за рвом, построили обширный (86х46 м) «Турнирный двор» для конных игр. По трем сторонам его окружают сводчатые галереи для зрителей, в свое время украшенные фресками. К востоку от «Турнирного двора» размещен большой регулярный «итальянский» сад.

Австрийская знать, следуя примеру двора, все чаще обращается к итальянским и южнонемецким мастерам.

Появляется еще один новый тип сооружений — вилла, во многом напоминающая итальянские. Наиболее примечательной из них является Новый дворец близ Вены, сооруженный Максимилианом II после 1569 г. (рис. 15). Император задумал создать грандиозное сооружение. Он пытался выписать лучших итальянских художников, собирал проекты вилл: известно, что в 1571 г. Ипполито д’Эсте прислал ему планы своей виллы. Разрушенный ныне Новый дворец был выполнен с большим размахом. Автор его неизвестен. Это — протяженное, обращенное к нижнему саду симметричное сооружение. Подобно итальянским образцам, регулярно распланированный парк не сливается с природой, а противопоставляется ей. Изоляция подчеркивается окружающей виллу стеной с башнями. Здание разделяет парк на две почти равные части. Все элементы обеих частей группируются вдоль оси, являющейся осью симметрии здания виллы.

Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Вена (окрестности). Новый дворец, построен после 1569 г.
Рис.15. Вена (окрестности). Новый дворец, построен после 1569 г.
Архитектура Австрии эпохи Возрождения: Зальцбург. План центра города конца XVI — начала XVII в.: а — резиденция; б — площадь Резиденции; в — Новый дворец; г — площадь Моцарта; д — собор; е — Главная площадь; ж — монастыри
Рис.16. Зальцбург. План центра города конца XVI — начала XVII в.: а — резиденция; б — площадь Резиденции; в — Новый дворец; г — площадь Моцарта; д — собор; е — Главная площадь; ж — монастыри

Примером новых форм в церковном зодчестве служит большая базилика францисканцев в Инсбруке, построенная А. Корвелли в 1533—1563 гг. в итальянском духе. В интерьере стройные стволы опор свидетельствуют о новом чувстве пропорций, но своды, хотя и украшенные штукатурным рельефом, все еще готические. Лучшей частью здания является портал. Церковь была задумана как вместилище грандиозного памятника Максимилиану I. Автором памятника, начатого еще при жизни императора, был придворный мастер Гильг Зессельшрайбер. Едва ли не важнейший пример мемориальной скульптуры XVI в. в немецких странах, этот памятник сооружался на протяжении ряда десятилетий немецкими, нидерландскими и итальянскими мастерами. Коленопреклоненная фигура императора над черным мраморным саркофагом — работа JI. дель Дука (1584 г.). Две из бронзовых фигур вокруг саркофага (короли Теодорих и Артур), приписываемые нюрнбергскому мастеру Петеру Фишеру, — выдающиеся примеры немецкой пластики XVI в. Памятник в сочетании с интерьером церкви, в главном нефе которой он расположен, явился вне Италии одной из самых ранних попыток синтеза архитектуры и пластики средствами новых художественных форм.

На протяжении XVI в. австрийские города сохраняли средневековую планировку. Только в конце века в Зальцбурге была начата перепланировка центра, окончательно сложившегося лишь в следующем столетии (рис. 16). Здесь при архиепископе Вольфе Дитрихе (1587—1612 гг.) в связи с предпринятой им постройкой новой резиденции была начата перепланировка города между собором и рекой. С этой целью снесли ряд зданий канониката и частновладельческих строений. Постройку начали в 1595 г., причем частично были использованы старые стены. На месте снесенного соборного кладбища образовалась обширная площадь, на восточной стороне которой вырос Новый дворец для знатных гостей, начатый еще в 1588 г. Ансамбль был завершен новым зданием собора на месте старого, поврежденного пожаром в 1598 г. Проект нового собора был заказан приглашенному в 1602 г. в Зальцбург Винченцо Скамоцци. Строительство было начато лишь в 1614 г. архитектором С. Соляри, когда веяния барокко стали широко проникать в Австрию.

Всему комплексу была придана регулярность. Старая соборная площадь превратилась в замкнутый парадный двор перед собором, в то время как вновь образованная главная площадь, частично обрамленная монументальными средневековыми зданиями, оказалась расположенной к югу от него.

Австрийская архитектура XVI в. достигла наибольшей выразительности в бюргерском строительстве. Ратуши, гильдейские дома и ландхаузы, не говоря уже о жилищах бюргеров, отмечены целым рядом интересных композиционных особенностей.


Глава «Архитектура Австрии», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Е.Д. Квитницкая. Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)