Архитектура Словакии XVII — начала XIX в.

В XVII в. Словакия составляла часть владений Венгрии и вместе с нею в 1688 г. вошла в состав империи Габсбургов. Войны с турками, происходившие в непосредственной близости от Словакии, расстроили хозяйство страны (кроме горной промышленности). Желание местного (в основном венгерского) дворянства и горожан сохранить свои привилегии в противовес усилению власти Габсбургов было причиной сохранения в течение длительного времени господствовавшего здесь протестантства и связанных с ним архитектурных форм Ренессанса, сосуществовавших, однако, со 2-й четверти XVII в. с элементами барокко.

Города этого времени сохраняли свою планировочную схему предшествовавшего периода; лишь их укрепления подвергались перестройке в связи с угрозой турецких нападений, заставлявшей строить и новые города-крепости. В это время была построена квадратная крепость в Рабле, а после 1665 г. на основе опыта строительства крепости Новые Замки (см. том V настоящего издания) была построена новая крепость в Комарне и перестроены крепости в Кошице, Тренчине и др. В 1635—1646 гг. была перестроена крепость в Братиславе, где появились четыре угловые башни.

Впервые черты барокко в архитектуре Словакии появились в церквах, а именно в иезуитских церквах в Братиславе — тогдашней столице Венгрии и Трнаве — резиденции церковной власти. Иезуитская церковь в Трнаве (1629—1637) была построена по образцу римской Иль Джезу однонефной с боковыми капеллами и входила в состав университета (1635, рис. 1). В Братиславе были построены иезуитский коллегиум (1629—1635) и женский монастырь-семинария (1637—1640). Ряд церквей и семинарий при некоторых из них был построен иезуитами и другими монашескими орденами в других городах. (Новые Замки, 1631; Тренчин, 1653—1657; Кошице, 1671—1681 и др.). Все эти здания были довольно простыми со слабо выраженным членением фасадов и лишь в интерьерах декоративные тенденции барокко более заметны. Но в прямоугольных и крестообразных планах протестантских церквей того времени (Братислава, 1636—1638) еще сохраняются формы Ренессанса.

Архитектура Словакии: Трнава. Бывшая Университетская церковь, 1629-1637 гг., Пьетро Спаццо Архитектура Словакии: Яссов. Премонстратский монастырь и церковь, 1765—1766 гг., Ф. Пильграм. Общий вид
Рис. 1. Трнава. Бывшая Университетская церковь, 1629-1637 гг., Пьетро Спаццо Рис. 2. Яссов. Премонстратский монастырь и церковь, 1765—1766 гг., Ф. Пильграм. Общий вид и план
Архитектура Словакии: Яссов. Премонстратский монастырь и церковь, 1765—1766 гг., Ф. Пильграм. План

Широкое распространение получает барокко в словацкой архитектуре в 1-й половине XVIII в., когда после побед над турками и подавления сопротивления венгерского дворянства Габсбургам удалось усилить свою власть в Венгрии (включая и Словакию). В это время строились церкви, монастыри, дворцы, часовни и «кальварии», подвергались переделке старые церкви, к крепостям пристраивались новые башни в формах барокко (Братислава, Баньска Штявница). Внешнее и внутреннее убранство церквей стало богаче: Троицкая церковь в Братиславе (1717—1725) имеет вогнутый фасад и иллюзорную перспективную живопись потолка над алтарем (1739—1742, художник А. Бибиена-Галли). Сложные кривые образует в плане фасад церкви св. Елизаветы в Братиславе (1739—1742, арх. Ф. А. Пильграм). Более просты церкви семинарий в Прешове (1709), Кошице (1728), Баньской Штявнице (1746) и др. Наиболее значительной постройкой времени расцвета барокко в Словакии является комплекс премонстратского монастыря в Яссове (1765—1766, арх. Ф. А. Пильграм; рис. 2). Перестройка в формах барокко коснулась и готических церквей (Баньска Быстрица, Нитра). В некоторых случаях к ним пристраивались часовни. Наиболее интересная из них часовня Братиславского собора, вероятное произведение скульптора Рафаэля Доннера (1732).

Деревянные сельские церкви и колокольни этого времени продолжали сохранять связь с эпохой Ренессанса. Протестантские деревянные церкви имели в плане форму равноконечного креста, покрывались деревянным куполом и в соответствии с Шопронским соглашением 1681 г. строились без башен (Палудза, 1674; Гронсек, 1725—1726; рис. 3 и др.). Православные деревянные церкви украинских сел Восточной Словакии (Русский Поток, 1600; Водружал, 1658, рис. 4; Ладомирова, 1742 и др.), одно- и трехбашенные, тесно связанные с окружающей природой, близки к архитектуре Украины (см. том VI настоящего издания).

Архитектура Словакии: Гронсек. Деревянная артикулярная церковь, 1725—1726 гг. Архитектура Словакии: Водружал. Деревянная православная церковь, 1658 г.
Рис. 3. Гронсек. Деревянная артикулярная церковь, 1725—1726 гг. Рис. 4. Водружал. Деревянная православная церковь, 1658 г.
Архитектура Словакии: Бернолаково. Замок, главный зал, 1713—1722; боковые крылья, 1753—1758 гг., Я. Фелльнер Архитектура Словакии: Братислава. Дворец Балласа, 1754—1765 гг.
Рис. 5. Бернолаково. Замок, главный зал, 1713—1722; боковые крылья, 1753—1758 гг., Я. Фелльнер Рис. 6. Братислава. Дворец Балласа, 1754—1765 гг.
Архитектура Словакии: Братислава. Дворец примаса, 1778— 1781 гг., М. Хефеле Архитектура Словакии: Кошице. Дворец Форгача, около 1820 г.
Рис. 7. Братислава. Дворец примаса, 1778—1781 гг., М. Хефеле Рис. 8. Кошице. Дворец Форгача, около 1820 г.
Архитектура Словакии: Баньска Быстрица. Протестантская церковь, 1800—1807 гг., М. Поллак Архитектура Словакии: Дольня Крупа. Дворец, 1820—1822 гг., А. Хаусманн
Рис. 9. Баньска Быстрица. Протестантская церковь, 1800—1807 гг., М. Поллак Рис. 10. Дольня Крупа. Дворец, 1820—1822 гг., А. Хаусманн

Замки и дворцы XVIII в. были проще, чем современные им церкви, и имели, обычно, симметричный план с большим залом в центре композиции и открытым парадным двором спереди (Бернолаково, 1713—1722, с боковыми крыльями, 1753—1758, арх. Я. Фелльнер, рис. 5; Велки Биел, 1725 и др.). Ряд дворянских дворцов в формах барокко был построен в Братиславе (дворцы Эстерхази, 1743; Балласа, 1754—1765 и др.), а также в Трнаве, Кошице и Прешове. В середине XVIII в. богатейшая орнаментика рококо украсила православную церковь в Прешове (1753—1754, арх. Г. Урленшпахер), церкви в Маркушовце (1770—1776) и Гронсеке (1775), а также братиславские дворцы Балласа (1754—1765; рис. 6), Аппони (1761—1762), Грасалковичей (1760—1765) и интерьеры загородного архиепископского дворца (1761 —1765), своим внешним видом уже приближающиеся к классицизму. В народной архитектуре Словакии барокко не нашло сколько-нибудь заметных откликов.

***

Развитие классицизма в Словакии имело свои особенности, обусловленные, тем, что носителем передовых идей этого времени было здесь преимущественно венгерское среднее дворянство, непоследовательное как в проведении буржуазных реформ, так и в национальном вопросе. Поэтому в Словакии развитие капиталистических форм хозяйства, просвещения и рационалистического мировоззрения совпало с национально-освободительным движением, что обеспечило классицизму более быстрое и широкое распространение по сравнению с барокко.

В таких условиях классицизм на раннем этапе его развития («терезианский классицизм» 1770—1790-х гг.) сказался прежде всего на стилистической стороне пока что старых типов зданий: дворцов, административных зданий и церквей Западной Словакии («Терезианум» в братиславском кремле, 1761—1768, арх. А. Гиллебрандт; братиславские дворцы Аспремонте, 1770; Сзаки, 1775; губернаторский дом, 1780 и магистрат в Кошице). Типичен для этого времени дворец примаса в Братиславе (1778—1781, арх. М. Хефеле) — здание с внутренним двором, фасадом, расчлененным коринфскими пилястрами, мощным фронтоном среднего ризалита и интерьерами еще в формах рококо (рис. 7).

Лишь на втором этапе развития классицизма (конец XVIII — 1-я четверть XIX в.) происходят заметные изменения в архитектурной тематике сооружений и облике городов. Появляются новые типы жилых и общественных зданий, театры, школы, гостиницы, курортные постройки и т. п. Города расширялись за пределами подвергающихся сносу старых городских стен и валов, на месте которых разбивались новые кварталы, улицы и площади (площадь Гвездослава в Братиславе), скверы, а иногда и парки пейзажного типа; повышалось благоустройство городов. Классицизм, сдержанный и строгий, господствовал в новых постройках, и даже недавно построенные барочные здания перестраивались в новом стиле. Доходные дома рубежа XVIII и XIX вв. обычно были двухэтажными с внутренним двором и балконом, ведшим в квартиры второго этажа (дом на Паненской ул., 9 в Братиславе, 1798). Простая, уравновешенная архитектура этих домов придавала улицам спокойный и гармоничный вид. Такие дома строились и в других городах (Кошице, Левоче, Прешов) и даже в крупных селах (Орава, Липтов).

В композицию городских дворянских особняков вводились колоннады, в строительстве использовались более дорогие отделочные материалы (дворцы Десёфи, 1800, и Форгача, 1820, в Кошице; рис. 8). Похожи на них по плану и внешнему виду административные здания (губернаторский дворец в Левоче, 1830-е годы, арх. А. Поволный) и так называемые «редуты», совмещавшие функции трактиров, гостиниц, театров и залов общественных собраний (Елшава, 1810; Кежмарок, 1818). К этому же времени относятся здания театров в Трнаве, Баньской Быстрице и некоторых усадьбах, например в Глоговце (1802).

Церковное строительство в описываемую эпоху было незначительным по сравнению с периодом барокко. К тому же в конце XVIII — начале XIX в. в Словакии, как и во всей Австро-Венгрии, было упразднено много монастырей. После указа о веротерпимости 1781 г. несколько оживилось строительство протестантских церквей, наиболее интересная из которых была построена в 1800—1807 г. в Баньской Быстрице арх. М. Поллаком, занявшим позднее видное место в венгерской архитектуре. Она имеет крестообразный план и идущую по эллипсу колоннаду внутри, поддерживающую хоры. Церковь украшена портиком и завершается куполом (рис. 9). Подобные церкви были построены в Кошице (1820), Левоче (1823—1827, арх. А. Поволный) и других городах.

Богатые усадебные дома строились в окружении пейзажных парков. Они обычно имели симметричный план с залом в средней части, которому на фасаде отвечал портик (Гбеланы). Наиболее крупные усадебные дома имели два-три этажа и развитый портик, иногда поднятый на аркаду. Таков дом в усадьбе Брунсвиков Дольня Крупа (1820—1828, арх. А. И. Хаусманн; рис. 10). В небольших усадьбах дома напоминали крестьянские постройки (Вишний Кубин, 1803).

Со 2-й четверти XIX в. архитектура классицизма начинает скатываться к эклектике, о чем говорят фасады промышленных и транспортных сооружений, жилых домов и церквей того времени, в которых используются элементы Ренессанса и готики. Лишь в немногих зданиях формы классицизма продолжают сохранять свои простоту и строгость, как, например, в построенной в 1830 г. части усадебного дворца в Топольчанках с ее купольным залом, портиком и трехчастными окнами боковых ризалитов, в которой чувствуется торжественность редкого для Словакии «стиля ампир». Но в целом архитектура Словакии, создавая новые типы зданий и новые конструкции (чугунный мост через р. Черный Грон близ г. Грон, 1815; подвесная железная крыша в Баньской Быстрице, 1826, инж. Ф. Шнирх) и пытаясь достичь новых высот художественной выразительности сочетанием архитектурных элементов различных стилей прошлого, вступила на путь эклектики.


Глава «Архитектура Словакии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: И. Кун. Москва, Стройиздат, 1969

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)