Архитектура Польши XVII — начала XIX в.

XVII в. был для Польши временем феодальной, магнатско-шляхетской реакции против бюргерства, равно как и церковной контрреформации против протестантизма и гуманистической, светской культуры. Могущество магнатов, поддерживавших контрреформацию, основывалось на эксплуатации захваченных ранее земель на Востоке, вызвавшей, однако, восстания их населения, вместе с классовыми противоречиями и войнами ослаблявшие Польшу.

Феодальная реакция и контрреформация стремились использовать все средства воздействия на массы, в том числе архитектуру и другие виды искусства. Магнаты строили крупные укрепленные резиденции, со 2-й половины XVII в. принявшие вид дворцов, окруженных парками. Церковная контрреформация возглавлялась сильным и мощным монашеским орденом иезуитов. Иезуитские церкви в Польше строились по образцу церкви Иль Джезу в Риме однонефными с боковыми капеллами, трансептом и куполом над средокрестием и с неглубоким алтарем в апсиде. Боковые фасады были просты, а главный, обычно лишенный башен, членился на два этажа и завершался фронтоном. Такими были польские иезуитские церкви XVI в., и этот тип перешел в XVII в.

Церковь Петра и Павла в Кракове (1605—1609, арх. Падовано), самое характерное произведение иезуитской архитектуры в Польше, сходное с римским прообразом как по плану, так и по форме, имеет высокий и богатый двухъярусный фасад (рис. 1). Однако многие иезуитские церкви были значительно проще и часто не имели куполов.

Архитектура Польши: Краков. Иезуитская церковь Петра и Павла, 1605—1609 гг., Падовано. Общий вид Архитектура Польши: Краков. Иезуитская церковь Петра и Павла, 1605—1609 гг., Падовано. Интерьер
Рис. 1. Краков. Иезуитская церковь Петра и Павла, 1605—1609 гг., Падовано. Общий вид и интерьер

Рядом с церквами иезуиты обычно сооружали конвенты и коллегии. Возводились они внутри городских стен, что сказывалось на общем облике города. Церкви часто строились в конце улиц, идущих от рынка (Познань, Пиотрков, Ярослав и др.).

В борьбе против реформации принимали участие и другие монашеские ордена. В конце XVI и XVII вв. в городах и предместьях возникло много монастырей, владевших обширными территориями, с местами для паломников и площадями для торжественных богослужений. Часто монастыри окружались укреплениями (Ченстохова, рис. 2, Виснич, Лежайск). В это же время строились крупные монастырские сооружения, посвященные «страстям господним», с монументальными капеллами (Кальвария Зебжидовская, Пакость, Вейхерово), капеллы, посвященные Лоретанской мадонне, и др.

Архитектура Польши: Ченстохова. Укрепленный монастырь на Ясной горе, XV—XVII вв. План Архитектура Польши: Климонтув. Церковь, 1643—1650 гг., Л. де Сент. План
Рис. 2. Ченстохова. Укрепленный монастырь на Ясной горе, XV—XVII вв. План Рис. 3. Климонтув. Церковь, 1643—1650 гг., Л. де Сент. План

Церкви различных монашеских орденов 1-й половины XVII в. во многом повторяют иезуитский тип, например доминиканская церковь в Варшаве (1612—1638). Их разновидностью являются церкви с угловыми башнями (церковь камедулов в Кракове, 1605—1630, арх. Спецца). В 1643—1650 гг. в Климонтуве построена первая в Польше церковь, имеющая в плане эллипс (арх. Лоренцо де Сент) — пример непосредственного влияния римского барокко конца XVI — начала XVII в. (рис. 3).

В архитектурных деталях зданий, построенных до половины XVII в., часто встречаются формы позднего польского ренессанса, что объясняется участием в строительстве местных зодчих. Черты барокко прежде всего проявились в архитектуре королевских и магнатских резиденций: в постепенном переходе от однорядных планов с анфиладами комнат к многорядным, более компактным и не требующим применения связывающих галерей; в стремлении к симметрии и репрезентативности, создававшейся угловыми башнями; в возведении вокруг резиденции или объединении с ней укреплений с бастионами, имевших на окраинах военное значение, но служивших и символом мощи магната. В этот период проявляется забота о строительстве новых и усовершенствовании старых замков. К Вавельскому замку были пристроены две башни и реконструированы несколько его залов, получивших золоченые балочные потолки с росписью, кожаные обои, новые барочные камины и дверные наличники из темного мрамора. В связи с перенесением столицы из Кракова в Варшаву королем Зигмунтом III Вазой был перестроен Варшавский замок. Закончено начатое еще в конце XVI в. строительство крыльев замка, которые вместе со старыми готическими частями образовали в плане неправильный пятиугольник с угловыми башнями. Владислав IV построил Уяздовский замок в Варшаве, квадратный в плане с внутренним двором и четырьмя декоративными башнями по углам с богатыми по форме шпицами; центральный корпус со стороны Вислы имел два ряда помещений с двухэтажной лоджией в середине фасада. В обоих замках аттики уже отсутствуют.

Архитектура Польши: Кельцы. Дворец епископа, 1637—1641 гг. Общий вид
Рис. 4. Кельцы. Дворец епископа, 1637—1641 гг. Общий вид и план
Архитектура Польши: Кельцы. Дворец епископа, 1637—1641 гг. План

Полное развитие барокко получило в магнатских резиденциях. Дворцы в Бяла Подляска, Кельцах (рис. 4), Ланьцуте и Крушине, дворец Оссолиньских в Варшаве — компактны; симметрия их фасадов подчеркнута лоджиями и угловыми башнями. Дворцы в Кельцах, Бяла Подляска и Оссолиньских в Варшаве уже не имеют внутренних дворов; для их планировки характерны вестибюль на оси здания и большие залы второго этажа. При дворцах Бяла Подляска, Ланьцут, Виснич, Кшиштопор, Жешов и некоторых других были построены укрепления, большей частью пятиугольные, с угловыми бастионами и въездными воротами в одной из куртин. Великолепный замок был построен в 1631—1644 гг. в Кшиштопоре по проекту арх. Лоренцо де Сент (рис. 5). Внутренний двор дворца, эллиптический в плане, открыт с одной стороны, а дворец непосредственно соединяется с окружающими каменными укреплениями. Характерно введение темного колорита при отделке интерьеров с применением позолоты. Шляхта строила свои усадьбы и в виде единого объема с подчеркнутой осью симметрии (например, лоджия в Поддембицах), иногда акцентированной угловыми башнями даже в деревянных усадьбах.

Архитектура Польши: Кшиштопор. Замок, 1631—1644 гг., Л. де Сент. Общий вид
Рис. 5. Кшиштопор. Замок, 1631—1644 гг., Л. де Сент. Общий вид и план 2-го этажа
Архитектура Польши: Кшиштопор. Замок, 1631—1644 гг., Л. де Сент. План 2-го этажа

Города в XVII в. приходят в упадок. Прибыли от городских ремесел и торговли все больше захватывают магнаты и шляхта, что экономически ослабляло страну. В середине XVII в. нашествие шведов привело к огромным разрушениям на территории всей страны. При короле Яне III Собесском строительство оживилось, и в нем следует отметить роль арх. Тильмана ван Гамерена, голландца по происхождению. Во 2-й половине XVII в. польская архитектура вступила в период зрелого барокко.

Архитектура Польши: Гостынь. Церковь Филиппинцев, 1677—1698 гг., Катеначи. Интерьер Архитектура Польши: Гостынь. Церковь Филиппинцев, 1677—1698 гг., Катеначи. План
Рис. 6. Гостынь. Церковь Филиппинцев, 1677—1698 гг., Катеначи. Интерьер и план

В культовой архитектуре 2-й половины XVII — начала XVIII в. наряду с прямоугольными в плане церквами иезуитского типа все чаще встречаются постройки: центрические — многоугольные, с равноконечным крестом или объединяющие эти две системы; в XVIII в. появляются церкви, представляющие в плане удлиненный многоугольник или эллипс. Одно из первых сооружений нового типа — церковь Филиппинцев в Гостыни (1677—1698, арх. Катеначи). Она имеет форму восьмигранника с огромным куполом, следуя образцу церкви Санта Мариа делла Салуте в Венеции (рис. 6). В Варшаве Тильман построил две центрические церкви: Сакраменток (1688—1692) — в плане совмещающую крест и многоугольник с большим куполом — и Бернардинцев в Черникове (1690—1692) в виде равноконечного креста с куполом и многоугольным в плане алтарем для монахов. Наружное убранство этих церквей в отличие от богатых интерьеров носит сдержанный характер. Тильману принадлежат также две центрические церкви: в Подзамче Хенциньске и университетская в Кракове, в ходе строительства переделанная в нефную. Капелла Собесских в Гданьске (1678—1681) тоже центрическая и перекрыта куполом. Форму удлиненного многоугольника, близкого к эллипсу, имеет план церкви Камедулов в районе Беляны в Варшаве, начатой в 1669 г. и законченной в XVIII в.

Архитектура Польши: Краков. Церковь св. Анны, 1689—1703 гг., Тильман ван Гамерен. Фрагмент главного фасада
Рис. 7. Краков. Церковь св. Анны, 1689—1703 гг., Тильман ван Гамерен. Фрагмент главного фасада

Во времена раннего барокко архитектура фасадов культовых сооружений носила спокойный характер; позднее появляются богатая лепка, сильные членения и боковые башни. Церкви Визиток (1684—1695, арх. Солари), Бернардинцев (1670—1680) и св. Анны (1689—1703) в Кракове (рис. 7) —типичные образцы польского барокко того времени.

Однако основное внимание в этот период уделяется не столько фасадам церквей, сколько созданию их великолепных интерьеров. Богатый рельеф стен, пышность архитектурных форм, мраморы и цветной стук, обилие лепных украшений, часто позолоченных, фигурная скульптура и, наконец, грандиозные живописные композиции сводов и куполов характерны для церквей.

Формы зрелого барокко появляются в перестраиваемых старых церквах. В иезуитской церкви в Познани были установлены монументальные колонны, а нефы получили богатую лепку (1695—1698, арх. Катеначи и Вонсовски), готическая церковь Паулинов в Ченстохове перестроена в пышный барочный храм. Богатство и пышность убранства характерны и для отдаленных от центров монастырских церквей, таких как камедулская в Рытвянах и иезуитская в Свента-Липка (1691—1694).

Формы барокко проникли в деревянное церковное строительство. Правда, там преобладала традиционная однонефная система, но встречаются и трехнефные церкви с трансептом и центрические.

Нередки случаи подражания формам каменных храмов: двухбашенные фасады, имитация сводов и куполов (Рыглице, Госпшидово, Томашов Люблинский). Пилястры снаружи и столбы внутри этих зданий украшаются резными капителями. Примером центрической системы служит церковь св. Анны в Олесно, где в 1668 г. зодчий Мартин Снопек пристроил к старому прямоугольному храму новый шестигранник с пятью радиально размещенными капеллами.

Со 2-й половины XVIII в. изменилась и светская архитектура. Новые резиденции магнатов строились как дворцовые ансамбли с широкой пространственной осевой компоновкой, где дворец занимает центральную часть между открытым парадным двором, окруженным флигелями, и большим парком. В композицию резиденций часто входили подъездные дороги и далекие перспективы. Начиная с XVIII в. в эту композицию все чаще включают водные пространства — бассейны правильной геометрической формы. Дворцы обычно были двухэтажными с вестибюлем на первом этаже и большим залом и комнатами с двух сторон зала на втором. Иногда по углам строили декоративные башни и ризалиты, подчеркивающие симметрию.

Архитектура Польши: Вилянув. Дворец, конец XVII в., Лоччи
Рис. 8. Вилянув. Дворец, конец XVII в., Лоччи

Одна из первых резиденций нового типа — дворец в Вилянуве под Варшавой, построенный арх. Лоччи для короля Яна Собесского, начатый в 1680 г. как небольшой дворец итальянского типа с четырьмя выступами по углам (рис. 8). В 1681— 1694 гг. к зданию были пристроены галереи, заканчивающиеся башнями, а над его средней частью возводится еще один этаж.

Более крупная резиденция Красинского в Варшаве, построенная в 1677—1694 гг. по проекту Тильмана, имеет четыре угловых ризалита на главных фасадах, соединенных на втором этаже галереями со средним ризалитом. Совершенство архитектурной композиции этого здания выдвигает его в число важнейших памятников польского барокко (рис. 9). Тильман построил также дворцы в Белостоке и Пулавах (впоследствии перестроены), Любартове, Неборове и вероятно в Старом Отвоцке; в них центр главного корпуса подчеркнут плоским ризалитом с высоким фронтоном, а боковые выступы имеют иногда форму башен. Подобный характер имеют и варшавские дворцы этого периода — Паца, Радзивилла, Морштына и др.

Архитектура Польши: Варшава. Дворец Красинских, 1677—1694 гг., Тильман ван Гамерен
Рис. 9. Варшава. Дворец Красинских, 1677—1694 гг., Тильман ван Гамерен

Тильманом выстроены в Варшаве небольшие дворцы Мокроновских, Острожских и дворец на Маримонте, уже квадратные в плане, без выступов и башен. В них видно увлечение автора палладианскими образцами. Построенный Тильманом центрический купольный павильон в парке был включен во 2-й половине XVIII в. в общий ансамбль королевского дворца в Лазенках. В это же время строятся многочисленные деревянные усадьбы, обычно с боковыми пристройками. Из городских построек этого периода следует упомянуть о так называемом Маривилле в Варшаве, сооруженном также Тильманом, огромном комплексе зданий торгового назначения с капеллой в центре. В Торуне и силезских городах было построено несколько больших бюргерских домов с обильно украшенными фасадами.

Многочисленные проекты великолепных королевских резиденций Саксонской династии в большинстве случаев не были осуществлены.

Начатая в эти годы перестройка старого Королевского дворца в Варшаве ограничилась устройством ризалита с бальным залом со стороны Вислы (1746, арх. И. Кноффель). Монументальный дворцовый ансамбль был создан в Варшаве вне городских укреплений XVII в. Центром композиции стал существующий дворец Морштынов, к которому в 1713 г. пристроили флигеля, образующие парадный двор (позднее превращенный в Саксонскую площадь), а с западной стороны разбит парк с павильоном (1724). Симметрично расположенные здания казарм продолжают развитие продольной оси композиции на запад. Проекты перестройки и увеличения дворца остались неосуществленными.

Архитектура Польши: Белосток. Дворец Бранидких, XVIII в., И. X. Клемм. Общий вид
Рис. 10. Белосток. Дворец Бранидких, XVIII в., И. X. Клемм. Общий вид и план парка
Архитектура Польши: Белосток. Дворец Бранидких, XVIII в., И. X. Клемм. План парка

Не претворенным в жизнь проектом в Варшаве была и реконструкция Уяздовского замка. Проектировали эти здания немецкие архитекторы Нейманн, Пёппельманн, Дейбель и др., принесшие с собой распространившееся к тому времени в Европе декоративное искусство рококо. В течение 1-й половины XVIII в. рококо проникает в магнатские резиденции, включая и старые замки и дворцы. Например, дворец Браницких в Белостоке в 1748—1758 гг. был перестроен арх. И. X. Клеммом, получив двойной парадный двор и парк со стрижеными деревьями и партером. Дворец богато декорирован лепниной и скульптурой, которая в изобилии находилась и в парке. Башни получили изящные декоративные завершения (рис. 10).

Архитектура Польши: Радзинь Подляски. Боковые ворота дворцового двора, 1740—1758 гг., Я. Фонтана
Рис. 11. Радзинь Подляски. Боковые ворота дворцового двора, 1740—1758 гг., Я. Фонтана

Следует упомянуть также дворцовый комплекс в Радзине Подляском (1740—1758, арх. Якуб Фонтана) с большим двором, с парком и каналом на главной оси композиции (рис. 11). Интересна композиция переделанного в формах рококо дворца в Рыдзине (около 1741, силезский архитектор Карл Франц), стоящего на пересечении нескольких осей, организующих не только парк и далекий ландшафт, но и смежный городок, в котором на оси дворца возведена новая ратуша. Широко задуманы осевые композиции дворцов в Вольбоже, Хорошше, Кристинополе, Ционженц и др. Строились и усадьбы с павильонами, например Грабки. Тогда же переделаны в новом стиле интерьеры прежних дворцов (Неборов), закладывались новые, обширные парки с террасами, павильонами, каналами и т. п.

Магнаты реконструировали свои городские резиденции или строили новые по проектам саксонских, итальянских и французских архитекторов. Наиболее интересны дворцы Брюля, Чарторысских, Весслов, епископов краковских, так называемый дворец «Под бляхой» в Варшаве и некоторые здания в Кракове.

С середины XVIII в. улучшается экономическое положение городов, развиваются торговля и ремесла, растет их население, строятся новые и перестраиваются старые городские сооружения. В стиле рококо построены дома Пражмовских в Варшаве, Уфагена в Гданьске и силезских городах. Строятся новые ратуши, например в Лешне (после 1712, арх. Помпео Феррари), Белостоке (1745—1761, арх. И. X. Клемм). Особого внимания достойна постройка библиотеки Залусских в Варшаве — провозвестника наступающего периода Просвещения.

Разнообразнее и богаче формы позднего барокко в церковной архитектуре. В планах и фасадах церквей все чаще появляются округлые, эллиптические линии, придающие зданиям богатство светотени и живость, подчеркнутую архитектурными и скульптурными украшениями. В отделке интерьеров широко применяются стук, лепка и росписи, дополняемые убранством алтарей, украшенных скульптурами святых и ангелов-путти среди облаков и лучей. Из многих церквей, построенных и перестроенных в 1-й половине XVIII в., укажем только несколько наиболее характерных. В Великопольше обращают на себя внимание постройки арх. Помпео Феррари, овальные в плане церкви в Лонде (1728—1733), Овинске (1720—1728), Всхове, евангелический сбор в Лешне и капелла Потоцких в соборе в Гнезне (1727—1730).

Архитектура Польши: Кшешов. Церковь Богородицы, 1728—1735 гг. План
Рис. 12. Кшешов. Церковь Богородицы, 1728—1735 гг. План

Влияние австрийско-чешской школы известного мастера Динценхофера проявилось в архитектуре прекрасных церквей в Легницком Поле (1727—1731). Один из лучших примеров этой школы, богатый неожиданными эффектами игры светотеней,— церковь в Кшешове (1728—1735, рис. 12), а также иезуитская церковь в Нысе и церковь в Вамбежице около Клодзка (1730). В Кракове большую роль играл польский архитектор Кацпер Бажанка, широко использовавший элементы римского барокко в церквах: Миссионеров (1719—1728), Норбертанок в Имбрамовице (1711—1717) и, вероятно, Кармелиток. Тогда же в Кракове работал арх. Франческо Пладици (церкви Пиаров, 1759—1761, и Тринитариев 1752— 1758), а также арх. Антонио Солари (церковь Паулинов, 1734—1742).

Великолепны церкви Визиток в Варшаве (1728—1734, архитекторы Карло Байи и Доменико Фонтана, рис. 13) и в Кобылке около Варшавы (1741—1763, арх. Д. Лонджи и Д. Фонтана). Эллипс применяли в плане даже небольших церквей, как, например, в Карчеве, а церковь Камедулов в Варшаве, в районе Беляны рубежа XVII и XVIII вв. — многоугольная с трансептом. На территории люблинского воеводства аналогичны по плану центрические барочные церкви в Любартове (1733—1738), Влодаве (1741) и одна из наиболее живописных в Холме (1753—1763, арх. Паоло Фонтана, рис. 14).

Архитектура Польши: Варшава. Церковь Визиток, 1728—1734 гг., К. Байи и Д. Фонтана. Главный фасад Архитектура Польши: Холм. Церковь св. Апостолов, 1753—1763 гг., П. Фонтана
Рис. 13. Варшава. Церковь Визиток, 1728—1734 гг., К. Байи и Д. Фонтана. Главный фасад Рис. 14. Холм. Церковь св. Апостолов, 1753—1763 гг., П. Фонтана

В XVIII в. по-прежнему строились и деревянные церкви, иногда центрические (в Броке, 1750; Яблонове, 1760; Вышине, 1781) или в виде удлиненного многоугольника (Рыхнов, Мрочков, Ближин). Интересный пример барочного сооружения с трансептом и куполом, с богатой резьбой интерьера в формах рококо — церковь в Мнихове (1730). Наиболее живописна церковь в Малёвой (1739—1782), где даже очертания балок в нефах криволинейные.

К числу крупных и оригинальных барочных сооружений следует отнести некоторые синагоги, построенные с большим мастерством и отличавшиеся интересными архитектурными формами. Главный зал, чаще квадратный, перекрывался сложными деревянными сводами, иногда надвинутыми один на другой в несколько ярусов (Волпа, Заблудов, Снядов и многие другие, сожженные гитлеровцами в 1939—1945 гг.).

***

Великолепие архитектуры барокко выросло на базе феодального строя, уже мешавшего развитию страны и ведшего ее к экономическому упадку и потере политической независимости. Понятно поэтому, что прогрессивные идеи рационализма XVIII в. нашли в Польше живой отклик.

Осуществлению этих идей мешало то, что большинство их носителей принадлежало к привилегированным классам, среди которых было много противников нового, всячески противившихся реформам и принятию новой государственной конституции. Буржуазия была тогда еще слаба и вела упорную борьбу за укрепление своего положения в жизни страны. Поэтому перемены в архитектуре того времени выражаются сначала в изменении форм дворцов, и лишь позднее появляются проекты зданий школ, научных учреждений, академий, музеев, больниц, приютов, торговых домов, театров и других сооружений. Возникают проекты новой планировки городских улиц, площадей и общего благоустройства. В Варшаве начала деятельность «Комиссия доброго порядка» (благоустройства), работа которой принесла серьезные результаты. Появляются попытки создания в стране первых промышленных предприятий, мануфактур, строящихся по инициативе короля и некоторых магнатов. Экономические условия в стране не позволили осуществить многие интересные проекты. И все же идеи века Просвещения постепенно изменяли облик Польши.

Архитектуре классицизма 2-й половины XVIII — начала XIX в. свойственно стремление к простоте форм и композиции зданий. В придворной архитектуре Польши большое значение получили французские образцы. Развитию новых форм сопутствовал интерес к античному искусству и в меньшей степени к средневековью, окрашенному ореолом романтики. Новые эстетические принципы сказались в изменениях планировки парков, где вместо геометрических форм партеров и стриженых деревьев появляются пейзажные сады и парки с гротами, искусственными руинами и пастушескими хижинами.

Самые видные произведения архитектуры начала этого периода, как и раньше,— королевские резиденции. Король Станислав Август окружил себя выдающимися художниками, которые, несмотря на материальные затруднения в стране, создали ряд высокохудожественных произведений. Еще до вступления на престол Станислав Август заказал французскому архитектору Кусту проект дворца в формах классики (1761), а в 1764 г. французский архитектор В. Луи составил проект перестройки Варшавского замка. Однако перестройка замка велась под руководством жившего в Польше архитектора Якуба Фонтаны, а потом придворного архитектора Доменико Мерлини, перестроившего частично Уяздовский замок (1766—1771) и строившего в Лазенках Дворец на воде, Белый домик, Мысливецкий дворец и др. (до 1793).

Архитектура Польши: Варшава. Королевский замок. Тронный зал, 1780—1785 гг.
Рис. 15. Варшава. Королевский замок. Тронный зал, 1780—1785 гг.

В Варшавском замке работы велись в основном по изменению интерьеров. Были созданы анфилады больших торжественных залов, отличавшихся богатством и изяществом деталей, великолепными плафонами работы Бачиарелли и полами из различных сортов дерева. Некоторые залы, например тронный, построенный еще в саксонский период, и после перестройки имел в своей архитектуре отзвуки барокко (рис. 15). Первые сооружения в Лазенках — это летний павильон, называемый Белым домиком (1774—1775), квадратный в плане, и Мысливецкий дворец (1775—1777) с фасадом, носящим черты барокко в изгибе крыльев и форме большой ниши в центре. В 1784 г. начались работы по постройке Дворца на воде. Центральной частью дворца был круглый зал купальни конца XVII в. К нему пристроены со всех сторон новые комнаты и залы. Небольшой дворец, прямоугольный в плане, украшенный нишей с колоннами с юга и колоннадой портика с севера (1788), представляет собой шедевр архитектуры того времени. Интерьеры дворца соединяют простоту планировки с высоким художественным уровнем деталей, богатством живописи, скульптуры и бронзовых украшений (рис. 16).

Архитектура Польши: Варшава. Лазенковский дворец, 1784—1788гг., Д. Мерлини. Южный фасад Архитектура Польши: Варшава. Лазенковский дворец, 1784—1788гг., Д. Мерлини. Интерьер бального зала
Архитектура Польши: Варшава. Лазенковский дворец, 1784—1788гг., Д. Мерлини. План Рис. 16. Варшава. Лазенковский дворец, 1784—1788гг., Д. Мерлини. Южный фасад, план и интерьер бального зала
Архитектура Польши: Варшава. Дворец «Круликарня», 1786-1789 гг., Мерлини Архитектура Польши: Любостронь. Дворец, 1800 гг., С. Завадский
Рис. 17. Варшава. Дворец «Круликарня», 1786-1789 гг., Мерлини Рис. 18. Любостронь. Дворец, 1800 гг., С. Завадский

Квадратный или прямоугольный план с круглым залом в центре стал образцом для дворцов 2-й половины XVIII в. Среди них можно указать на так называемую «Круликарню» в Варшаве (1786—1789, арх. Мерлини, рис. 17) и дворец в Любостроне (1800, арх. С. Завадский, рис. 18); интересным вариантом является небольшой дворец в Натолине, в котором центральный зал, эллиптический в плане, выдвинут вперед и вместо наружной стены имеет открытую колоннаду (1782, арх. Ш. Цуг, рис. 19). В других дворцах (Яблонна, 1775—1779, арх. Д. Мерлини, рис. 20; Мала Весь, Рогалин, Смелов, 1797, арх. Завадский), залы выдвинуты вперед, образуя центральный ризалит. В больших резиденциях продолжал применяться парадный двор, окруженный флигелями, но теперь появляются закругленные галереи или колоннады между флигелями и главным корпусом (Рогалин, Смелов, Павловице, Святск, Бялачев и др.).

Архитектура Польши: Натолин. Дворец, 1782 г., Ш. Цуг. Фрагмент фасада Архитектура Польши: Натолин. Дворец, 1782 г., Ш. Цуг. План
Рис. 19. Натолин. Дворец, 1782 г., Ш. Цуг. Фрагмент фасада и план
Архитектура Польши: Яблонна. Дворец, 1775—1779 гг., Д. Мерлини Архитектура Польши: Познань. Дворец Дзялинских, 1780—1790 гг.
Рис. 20. Яблонна. Дворец, 1775—1779 гг., Д. Мерлини Рис. 21. Познань. Дворец Дзялинских, 1780—1790 гг.

То же было и в городских дворцах, например во дворце примаса в Варшаве (1783, арх. Е. Шрёгер). Но магнатские городские дворцы часто строят уже без двора, вдоль красной черты улицы, как, например, дворцы Рачинских и Тышкевичей в Варшаве (1785—1791, архитекторы С. Завадский и Я. X. Камзетцер), дворец Дзялинских в Познани (1780—1790, рис. 21) или дворец Яблоновских и Водзицких в Кракове (1777—1783).

В 80—90-х годах XVIII в. в Польше зарождаются новые капиталистические экономические отношения. Представители городской буржуазии строят в столице торговые и банкирские дома, состоящие из залов для банковских или торговых операций и складов, весьма представительные. Таковы дворцы Теппера (1774, арх. Е. Шрёгер) и дворец Резлера (арх. Ш. Цуг, рис. 22) в Варшаве.

Архитектура Польши: Варшава. Дворец Резлера, 3-я четверть XVIII в., Ш. Цуг Архитектура Польши: Варшава. Церковь Кармелитов, 1777— 1789 гг., Е. Шрёгер
Рис. 22. Варшава. Дворец Резлера, 3-я четверть XVIII в., Ш. Цуг Рис. 23. Варшава. Церковь Кармелитов, 1777— 1789 гг., Е. Шрёгер

В связи с развитием в Польше городов возникают нового типа жилые дома и ратуши в формах классицизма, как, например, в Седльце (около 1780, арх. Станислав Завадский), Коцке (до 1784, арх. Д. Мерлини), Блоне (1782, арх. Д. Мерлини), в районе Лешно в Варшаве (1785, арх. III. Цуг). Ратушу в Люблине в 1787 г. и верх башни Познаньской ратуши перестраивал арх. Д. Мерлини. Развитие путей сообщения вызвало строительство дорожных станций — «заездов», состоящих из гостиницы и обширной конюшни с каретным сараем (заезды «Деканка» и «Под орлом» в Варшаве). Строились здания научных учреждений и учебных заведений. В Кракове сооружено здание астрономической обсерватории (1788, архитекторы Завадский, Радваньский). Перестроено здание Коллегиум Нобилиум (1785) в Варшаве; в Тшемешне построена бурса (1773).

В Варшаве и Каменце возведены крупные комплексы казарм (арх. Завадский). В Варшаве построены театр на площади Красиньских (1779, арх. Солари), театр в так называемой «Помаранчарне» (1786—1793, арх. Мерлини) и Летний театр в Лазенках (1790—1793, арх. Мерлини).

Новые веяния проникают и в церковную архитектуру, где до конца XVIII в. господствовал барокко. Но общий объем культового строительства значительно уменьшился. Часто во время перестройки церквей элементы классицизма перемешивались с барочными (фасады церкви Кармелитов в Варшаве, 1777—1789, арх. Шрёгер, рис. 23; Познанский собор, 1772—1789, архитекторы Шрёгер и Солари); фасады церкви св. Анны в Варшаве (1788, архитекторы Г. Айгнер и Потоцкий) решены в палладианских формах. Башни собора в Гнезне и церкви в Туме под Ленчицей арх. Шрёгер надстроил еще в духе барокко.

Выделяется оригинальностью лютеранская церковь, построенная в Варшаве в 1777—1779 гг. арх. III. Цугом. Круглое здание с четырьмя выступами и портиком с фронтоном, перекрытое куполом с фонарем, простое и суровое, принадлежит к новаторским сооружениям того времени (рис. 24). Центрический план имеет церковь в Скерневице (1781, арх. Е. Шрёгер), а в конкурсе на храм Провидения с участием лучших польских архитекторов почти все проекты предусматривали подобное решение. Наряду с этим продолжалось строительство церквей зального типа и многоугольных в плане (Кернозин, Петрикозы, Радеевице). К числу сооружений строгого классицизма с монументальной колоннадой на фасаде принадлежит церковь в Кшижановице (1783—1787, арх. Завадский).

Архитектура Польши: Варшава. Лютеранская церковь, 1777—1779 гг., Ш. Цуг. План
Рис. 24. Варшава. Лютеранская церковь, 1777—1779 гг., Ш. Цуг. План
Архитектура Польши: Пулавы. Храм Сивиллы, 1798—1801 гг., Айгнер Архитектура Польши: Варшава. Дворец Сташица, 1818—1823 гг., А. Корацци
Рис. 25. Пулавы. Храм Сивиллы, 1798—1801 гг., Айгнер Рис. 26. Варшава. Дворец Сташица, 1818—1823 гг., А. Корацци
Архитектура Польши: Варшава. Польский банк, 1825 г., А. Корацци Архитектура Польши: Варшава. Большой театр, 1825—1833 гг., А. Корацци
Рис. 27. Варшава. Польский банк, 1825 г., А. Корацци Рис. 28. Варшава. Большой театр, 1825—1833 гг., А. Корацци

Война с Россией и Австрией в конце XVIII в. и внутренние беспорядки, закончившиеся третьим разделом польского государства в 1795 г., стали причиной больших трудностей, углубившихся в годы наполеоновских войн. Группа варшавских архитекторов распалась, и до 1815 г. они работали главным образом в провинциальных усадьбах. Дворцы в них строились обычно двухэтажными, с портиком и фронтоном; в центре здания часто помещался круглый или овальный зал (Бейсце, Павловице, Нездов, Гестков, Колачкове и др.). Портики с фронтонами часто возводились и у одноэтажных домов (Слешин, Петрики, Халчув и др.), равные по высоте дому или в виде галереи вдоль всего фасада (Могильница, Рожнов и др.). В резиденции Чарторысских в Пулавах арх. П. Айгнер построил дворец Маринки, близкий Дворцу на воде в Лазенках, и павильоны в пейзажном парке, напоминающие античные постройки, как храм Сивиллы (1798—1801, рис. 25), или своеобразно трактованные готические (Готический домик, 1809). В Пулавах Айгнер построил и церковь-ротонду с портиком (1803). В этот период в ряде имений закладываются пейзажные парки с павильонами, руинами, амфитеатрами, акведуками и т. п. Наиболее интересен из сохранившихся до наших дней — парк в Аркадии около Ловича (заложен в 1780).

После венского конгресса (1815) на территории так называемого Царства Польского, несмотря на политический гнет, возникли сравнительно благоприятные условия культурного и экономического развития. Росла промышленность, развивались города, возникали новые промышленные центры — Лодзь, район Кельцы и города Домбровского угольного бассейна. Развитие мелкой промышленности вызвало наплыв населения в города, что привело к расширению жилищного строительства в них. Возникает многоквартирный тип жилого дома, в котором квартиры сдаются внаем. В промышленных районах строятся рабочие поселки, обычно состоящие из типовых деревянных зданий, упрощающихся и обедняющихся по мере роста количества рабочих.

Планы реконструкции городов и проекты новых промышленных центров все еще следуют старым традициям: осевой системе плана, радиальным улицам, круглым, полукруглым и многоугольным площадям. По такому типу построены города Лодзь, Озорков, Бялогон и другие промышленные центры, города и поселки. Много внимания уделялось композиции промышленных зданий, проектируемых чаще в классических формах, иногда в готике. Для них, а также для жилых домов для рабочих, почтовых станций и заездов и даже для церквей выпускались типовые проекты (альбомы Айгнера).

С развитием капитализма аристократия и помещики переселяются из городов в загородные имения, а в их дворцах размещаются административные учреждения, причем изменяется их архитектурный облик. Возникает новый тип административного здания в строгих классических формах с портиком, часто поднятым на рустованных арках. Этот тип, появившись еще в Варшавском герцогстве (1807—1815), распространился в 20—30-е гг., а окончательно сформировался в творчестве архитектора А. Корацци, начавшего свою деятельность в Польше в 1.818 г. постройкой здания Общества друзей наук в Варшаве, или, как его называют, дворец Сташица (рис. 26). Оно имеет купол и колоннаду над аркадами первого этажа, но наличие боковых ризалитов со сдвоенными колоннами еще говорит о влиянии барокко. В перестроенных Корацци в административные здания дворцах Мостовских, Лещинских, Огинских и др. элементов барокко уже нет. В здании Казначейства (1824) Корацци соединил несколько прежних дворцов в одно целое и дополнил их новым зданием Польского банка (1825), где двухэтажные аркады окружают большой купольный круглый зал (рис. 27).

Крупнейшее произведение Корацци — здание Большого театра в Варшаве, одного из самых больших в Европе того времени (1825—1833). Театр возведен на месте снесенного дворца Маривилла, причем флигель с колоннадой, построенный в 1820 г. по проекту арх. Айгнера, Корацци включил в виде крыла главного здания театра, а с другой стороны построил точно такое же крыло, создав крупный ансамбль во всю длину площади (рис. 28). Центральная часть здания украшена большой колоннадой над аркадой (позднее к ней был пристроен портик с колоннами).

Новые постройки и перестройка прежних изменили облик Варшавы, в котором начала преобладать архитектура классицизма, особенно на новых улицах. В этом стиле строились административные и хозяйственные здания: бани, склады, гауптвахты и городские заставы (1816—1818, арх. Я. Кубицкий). Строятся или перестраиваются в классических формах ратуши в Ловиче, Лодзи, Коло, Конине, Калише, Плоцке, Александрове и других городах. В тех же формах с колоннадами строят городские дома, заезды, торговые ряды (Сохачев, Гура Кальвария).

На польской территории, попавшей под австрийское господство, экономическое положение не благоприятствовало строительству. В Кракове лишь фасады нескольких домов были перестроены в формах классицизма — без колоннад и портиков. То же относится и к территории, попавшей под власть Пруссии. Прусское правительство сознательно тормозило индустриализацию страны и строительство.

Церковное зодчество потеряло ведущую роль в развитии архитектуры уже в конце XVIII в., а в начале XIX в. строительство церквей еще более сократилось. В Варшаве в это время построены церковь св. Александра (1818—1825, арх. Айгнер), ротонда с двумя портиками. Несколько небольших церквей было построено по типовым проектам Айгнера.

Преобладающее место в строительстве занимают в это время светские общественные здания. Время существования Царства Польского было периодом больших изменений и замыслов, которые должны были привести к осуществлению идей века Просвещения.


Глава «Архитектура Польши XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Я. Захватович. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)