Дворцы и замки Франции в период правления Людовика XV

Дворцовое и замковое строительство в 1-й половине XVIII в. численно весьма значительно, но возведение крупных замков и дворцов прекращается. Истощение казны не позволяло более осуществлять столь дорогие замыслы. Людовик XV строит в Шуази маленький замок, в Версале — Малый Трианон. На задуманную в 1747 г. перестройку Версаля денег не хватает.

Ж. А. Габриэль, с 1739 г. ставший архитектором короля, выполняет большое количество работ для двора.

Архитектура Франции. Версаль. Малый Трианон, 1762—1768 гг., Ж. А. Габриэль: план расположения дворца в парке Архитектура Франции. Версаль. Малый Трианон, 1762—1768 гг., Ж. А. Габриэль: садовый фасад
Рис. 60. Версаль. Малый Трианон, 1762—1768 гг., Ж. А. Габриэль: 1 — план расположения дворца в парке; 2 — садовый фасад; 3 — интерьер, лестница; 4 — Французский павильон, 1751 г.
Архитектура Франции. Версаль. Малый Трианон, 1762—1768 гг., Ж. А. Габриэль: интерьер, лестница Архитектура Франции. Версаль. Малый Трианон, 1762—1768 гг., Ж. А. Габриэль: Французский павильон, 1751 г.

Одним из самых совершенных творений Габриэля является Малый Трианон в Версальском парке, построенный по заказу Людовика XV в 1762—1768 гг. (рис. 60, 1). Дворец сочетает в себе миниатюрность со своеобразной монументальностью. Этот сложный образ создается тонко обыгранным контрастом между тяжелым, распластанным низом здания с открытой галереей, массивными сходами в парк и поднятым на этот широкий пьедестал легким объемом двух верхних этажей дворца (рис. 60, 2). Композиция фасада Малого Трианона построена на соотношении 1:2. Математическая четкость в пропорциях фасадов не лишает здания большой живописности. Дворец поставлен на склоне холма так, что садовый фасад его имеет два этажа, а главный — три. Этим достигается органическое включение здания, выдержанного на строгих принципах классицизма, в свободный английский парк. В Малом Трианоне есть попытка перейти к новому типу загородного аристократического дворца, воспроизводящего планировочные формы и облик богатого городского отеля (рис. 60, 3).

«Английский» парк Малого Трианона, созданный Жюсье и Антуаном Ришар, — художественная антитеза «французского» парка Версаля. Этот парк стал воплощением красоты живой природы, живописного сочетания свободно растущих деревьев, кустарников, цветов. В этом своеобразном уголке расположен так называемый Французский павильон, построенный Габриэлем в 1751 г. (рис. 60, 4).

Линия развития французской архитектуры, связанная с утверждением человеческой личности, так ясно прозвучавшая в образе замка Мезон (Франсуа Мансара), получила в Малом Трианоне новое, не менее изысканное выражение.

Во времена Людовика XV Версальский дворец с частями, построенными Лево и Лебреном, казался слишком эмоциональным — барочным, поэтому король предпринял перестройку центральной части дворца, его восточного фасада и интерьеров по проекту Габриэля (1742, рис. 61). В результате этих перестроек от грандиозных интерьеров Лево и Ж. А. Мансара сохранилась только Зеркальная галерея, залы Войны и Мира и спальня короля. Была полностью разрушена часть дворца с лестницей Послов, примыкавшая с севера к королевскому дворцу. На этом месте Габриэль построил новый корпус, перекликающийся по своим внешним формам с фасадом Лувра. В торце этого сооружения он поставил павильон с портиком, несущим фронтон, который закрыл восточный фасад церкви. Аналогично была сломана и по образцу северной построена вновь арх. Луи Филиппом южная сторона застройки, образующая Королевский двор. Огромные крылья дворца Ж. А. Мансара остались почти без изменения, только к торцу южного крыла Габриэль пристроил театр, задуманный еще Людовиком XIV. Вплоть до XIX в. сохранялись изумительные по изяществу убранства апартаменты Людовика XV, сделанные Габриэлем на месте комнат Людовика XIV, со скульптурными панелями Вербена и Руссо. Робером де Коттом в 1732 г. была закончена отделка зала Геркулеса.

Архитектура Франции. Версаль. Дворец, 1742 г., перестройка Ж. А. Габриэля
Рис. 61. Версаль. Дворец, 1742 г., перестройка Ж. А. Габриэля

Большие работы велись в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. В Фонтенбло Габриэлем в 1749—1751 гг. был построен над прудом изысканный храм Людовика XV, названный также павильоном Габриэля. С утонченной роскошью отделаны интерьеры этого дворца, среди которых выделяется зал Советов. Живописное окружение английского парка подчеркивает строгость форм павильона Габриэля. В Шантильи особого внимания заслуживают манеж (1719—1740, рис. 62, 1) Жака Д’Обера и конюшня (рис. 62, 2), по праву считающиеся лучшими во Франции. Малый замок в Шантильи арх. Жака Брюана (1718—1722) замечателен своими интерьерами в формах развитого рококо.

Архитектура Франции. Замок Шантильи, департамент Уаза: 1 — манеж, 1719—1740 гг., Ж. Д’Обера Архитектура Франции. Замок Шантильи, департамент Уаза: 2 — конюшни
Рис. 62. Замок Шантильи, департамент Уаза: 1 — манеж, 1719—1740 гг., Ж. Д’Обера; 2 — конюшни

Загородные дворцы, возникавшие на окраинах больших городов, по-прежнему называемые замками, почти полностью уподобляются городским отелям: замки Богатель в Абевиле и Компьене (рис. 63, арх. Габриэль), Сент-Уэн (Боффран, рис. 64, 3); Сабль и Переньи (Дего Клод, 1711—1715; рис. 64, 1), Монморенси (арх. Карту, рис. 64, 2) и многие другие. Как и в отелях, стремление к комфорту выступает на первый план. В замке Сабль применена коридорная система, санитарные устройства вынесены в башенки вне стен здания.

Архитектура Франции. Замок Компьен, департамент Уаза, 1751 г., Ж. А. Габриэль, закончил Дрё в 1782 г.
Рис. 63. Замок Компьен, департамент Уаза, 1751 г., Ж. А. Габриэль, закончил Дрё в 1782 г.
Архитектура Франции. Замки: 1 — Переньи, департамент Кот-д’Ор, после 1715 г., Дего, план; 2 — Монморенси, департамент Сена и Уаза, 1702 г., Ж. С. Карту; 3 — Сент-Уэн, департамент Сена, начало XVIII в., Ж. Боффран, план
Рис. 64. Замки: 1 — Переньи, департамент Кот-д’Ор, после 1715 г., Дего, план; 2 — Монморенси, департамент Сена и Уаза, 1702 г., Ж. С. Карту; 3 — Сент-Уэн, департамент Сена, начало XVIII в., Ж. Боффран, план

В замке Переньи с планом в виде традиционного каре обеспечены удобные междуэтажные связи; в пределах этажа комнаты дополнительно связаны с дворовой галереей. Замок Бушфор (Боффран) по традиции окружен рвами, наполненными водой.


Жермен Боффран (1667—1754) — самый способный ученик Ж. А. Мансара. Работал как скульптор, живописец и архитектор, был историком и теоретиком архитектуры, инженером. Главные постройки — в Париже: Арсенал, Опера, Ратуша, Дворец Правосудия, дворец Пти-Люксембург; отели: Амело, Д’Аржансон, Боффран, Бризак, Кобер-де-Торен, Кольбер, Демар, Дюра, Энуйе, Лебрен, Менен, Мазарини, Мишоль, Де Монтаран, Монморенси, Ревель, Субиз, Виляр. Замки: Сен-Клу, Бутефор. В Нанси отель Мальгранж.


Наравне с произведениями классицизма возникают замки в формах рококо. Архитекторы Боффран и Эре в Нанси и его окрестностях Люневиле и Мальгранже создают ряд сооружений, в которых мотивы рококо, характерные для интерьеров, применены для организации внешнего облика здания. Это не типично для французской архитектуры. Таковы дворец в Мальгранже арх. Боффрана (рис. 65) и замок Шатено арх. Эре де Корни (рис. 66) под Люневилем.

Архитектура Франции. Нанси. Мальгранж. Дворец, 1-я половина XVIII в. Ж. Боффран. Фасад и план
Рис. 65. Нанси. Мальгранж. Дворец, 1-я половина XVIII в. Ж. Боффран. Фасад и план
Архитектура Франции. Замок Шатено, департамент Мёрт и Мозель, около 1742 г., Эре де Корни
Рис. 66. Замок Шатено, департамент Мёрт и Мозель, около 1742 г., Эре де Корни

Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)