Дания

Архитектура Дании эпохи Возрождения

Архитектура эпохи Возрождения в скандинавских странах представлена рядом построек XVI и начала XVII в. в Дании и Швеции. На территории нынешней Норвегии нет сколько-нибудь значительных памятников этого периода. Дания как национальное государство сложилась в XVI в. Первый представитель абсолютизма король Христиан II (1513 — 1523 гг.) начал борьбу с дворянством. Объявив себя защитником крестьян, король ограничил крепостное право, но встретил ожесточенное сопротивление, был низложен и бежал. Отзвуки крестьянской войны, разгоревшейся в 1525 г. в Германии, дошли до Скандинавии: в Дании начинается так называемая Графская война — бюргерско-крестьянское восстание против дворян, подавленное с большим трудом. В правление Христиана III (1534—1559 гг.) снова укрепилась власть дворян, использовавших в своих интересах победившую в стране Реформацию. Земли, принадлежавшие духовенству и монастырям, перешли к помещикам и частично к королю. После распада в 1523 г. Кальмарской унии трех скандинавских государств, заключенной еще в 1397 г., Швеция отделилась от Дании окончательно; Норвегия до 1814 г. оставалась датской провинцией. Господство Дании на Балтике было обеспечено захватом островов Эзеля (Саарема) и Борнхольма, а безопасность с востока — договором 1562 г. с Московским государством. При Христиане IV (1588—1648 гг.) Дания заняла одно из первых мест среди государств Западной Европы. Золотым дном для Дании были «зундские» пошлины, которыми облагался каждый корабль, проходивший через пролив Зунд мимо Дании, владевшей в то время обоими берегами. Однако уже в первой четверти XVII в. в стране начался упадок.

Архитектура Дании последней четверти XVII — первой половины XIX в.

С установлением абсолютизма (1660) в Данию приходят и типичные для абсолютистских государств формы архитектуры с ее осевыми симметричными композициями планов крупных дворцовых сооружений, регулярных парков, а также новых городских районов. Облик новых репрезентативных сооружений отличается строгостью и сдержанностью. Трезвому характеру датчанина-протестанта не соответствовали чувственные, беспокойные формы барокко, характерные для католического Юга Германии и Австрии. В Дании при прямом влиянии архитектуры Голландии и Англии утверждается голландское направление классицизма XVII в. с его простыми формами и четкими членениями фасадов дворцов и особняков. К наиболее выдающимся сооружениям этой эпохи относятся: дворец Шарлоттенборг (1672—1683), построенный по проекту Эверта Янссена (ум. около 1690), ныне Академия художеств, откуда вышла плеяда датских архитекторов, и церковь Спасителя в Копенгагене (1682—1696) Ламберта ван Хавена (1630—1695).